Приветствую тебя, уважаемый читатель!
В нашем фотоблогерском деле порой мало попасть на интересный объект и отфотографировать его – в идеале это надо сделать ещё и «вкусно». Как именно? Ну сделать это, например, в режимное время, то есть на рассвете или закате, когда мягкий солнечный свет максимально офактуривает объект съёмки.
Так однажды скучая в свой выходной день, я неожиданно вспомнил про одну годную локацию, которую мне удалось посетить, колеся по Ленинградской области. Локация та – деревушка Рель забытая богом, а точнее заброшенная уже людьми церковь Николая Чудотворца. В искусстве обращения с фотоаппаратом я был тогда ещё не очень подкован, да и винтокрылого товарища не было, такчто фотки тогда получились очень на любителя. В карусели несколько снимков.
Поморщившись от вида своих старых фотографий, принимаю решение навестить старушку-церковь. На часах 16:10, расстояние до деревни что-то в районе 200 км - в принципе можно успеть заснять её в закатном свете, поймав угасающие всполохи светила на фактурных развалинах.
Кому-то может показаться несколько инфантильным и взбалмошным такой способ принятий решений: «Бесятся с жиру эти бездельники-блогеры! Лучше бы на завод шли работать!»
Но я всегда был человеком, который за любой кипиш кроме голодовки, так что всех ворчунов вежливо приглашаю пройти в сад.
На ходу списываюсь со своим товарищем, лёгким на подъём и тоже фанатом заброшек, и вот уже спустя 20 минут топим тапку в пол в сторону заветной церквухи.
То ли я так разогнался на своей "ласточке", то ли карты изначально привирали о времени пути, но добрались мы до Рели, когда закатом ещё и не пахло. Почесав репу, решили не терять время и сделать марш-бросок до деревни Самро, расположенной поблизости, где приютилась ещё одна заброшенная церковь.
Собственно, вот и она сама - церковь Вознесения Господня. Ещё один из бесконечного списка ненужных современной России памятников отечественной истории и культуры. Листайте, ваш покорный слуга ее отснял со всех сторон.
Двери здесь оказываются приветливо открыты нараспашку, так что мы смело заходим внутрь. Уж коли восстановить не в наших силах, так хоть насладимся атмосферой упадка.
Судя по расставленным образкам и свежим огаркам свечей, церковь не покинута людьми - кто-то до сих пор приходит сюда возносить молитвы к осыпающимся кирпичом сводам.
С потёртых росписей смотрят на деяния рук человеческих потемневшие лики святых.
Ну и по традиции рубрика "портрет на забросе"
Что ж, время убито с пользой, возвращаемся к нашей покосившейся красавице, ибо солнце уже начинало потихоньку клониться за горизонт.
В пути знакомимся немного с её историей:
В 1627-1628 гг. в селе Рель, числившимся в Никольской пятине Сомерской волости Старорусского уезда Новгородской епархии была деревянная церковь Николая Чудотворца, которая сгорела в 1725 году. Но уже 1726 году храм отстроили заново, на том же месте. Это также была деревянная холодная церковь.
В 1861 году церковь отремонтировали и капитально перестроили, приобрели новый иконостас. В 1865 году церковь вновь сгорела из-за неосторожного обращения с огнем. В 1870 году по проекту архитекторов И.Б. Слупского и А. Д. Фиалковского было начато строительство нового каменного храма вместимостью 800 человек.По стилю Никольская церковь в Рели напоминает лучшие постройки знаменитого петербургского зодчего К. Тона. Как произведение тоновской школы она вошла в историю русской архитектуры. Строился храм на пожертвования, материалы для строительства также доставляло местное население. В 1887 году Никольская церковь с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Пророчицы Анны была освящена. Особую известность церковь св. Николая Чудотворца в Рели приобрела как место паломничества больных проказой, которые приходили сюда со всего Северо-Запада. Было поверие, что именно здесь можно излечиться от этого недуга.
В 1937 г. священника арестовали и расстреляли, богослужения были прекращены, а в 1939 году храм закрыли окончательно. После закрытия Никольский храм в Рели постепенно пришел в заброшенное состояние. Его постановка на учет как памятника архитектуры позволила принять определенные меры по его сохранности. На церкви провели первоочередные протоивоаварийные работы. К началу 1990-х гг. сделали проект ее восстановления, затем установили строительные леса. Но вскоре происшедшие в стране перемены привели к прекращению финансирования восстановительных работ.
https://sobory.ru/
Бинго!
Теперь мы приехали в момент самого буйства красок - кроваво-рыжий закат максимально фотогенично облизывал белые стены церкви и подсвечивал покосившиеся кресты.
В этот раз дверь, ведущая внутрь, оказалась призывно открыта, но прочитанная информация о лепрозории, когда-то организованном тут раньше, немного охладила пыл - ни я, ни мой друг понятия не имели, сколько эти палочки или бактерии проказы остаются активными 😱
Слава ковиду сейчас с собой всегда есть защитные маски, так что, напялив на морду лица эти нехитрые сизы, мы всё же шагнули под своды оставленной святыни.
Уууух!
По-моему выдох удивления вырвался у нас одновременно. Масштаб внутреннего пространства церкви – первое, что поражает. Когда-то эти стены могли вместить до 800 человек…
Масштабы разрухи, царящей в святом месте, поражают не меньше. Всюду валяется битый кирпич, обломки досок, пола как такового нет. Штукатурка облезает, обнажая кирпичную кладку, будто проказа поразила сами стены церкви.
В земле местами проделаны большие дыры, в которые можно запросто провалиться – очевидно, черные копатели или мародёры успели поработать тут в поисках ценностей. Неужели у таких людей нет ничего святого?
Я конечно не первый раз в заброшенной церкви, но каждый раз всё равно как первый. Всегда ловишь себя на одной и той же мысли: «Как люди умудряются доводить подобные места до такого состояния?» И знаете, ответ, пожалуй, всегда один и тот же – своим равнодушием.
Если в церкви в Самро ещё ощущался хоть какой-то слабый пульс жизни, то церковь Николая Чудотворца была похожа на мертвеца, внутренности которого мы исследовали.
Погруженный от увиденного в тяжёлые думы, я даже как-то забыл про все эти переживания насчёт бациллы проказы, которая могла ещё витать в воздухе. Бросаю последний взгляд в сторону бога, который, возможно, смотрит на всю эту разруху сквозь дыру дома своего.
Интересно, что он думает по этому поводу?
Вот такой вышла спонтанная поездка - проказу по итогу никто из нас не подцепил, но тяжёлый осадочек на душе остался.