"Невская палитра" продолжает расширять линейку цветов акварели, и почему-то всё больше их усилия направлены в сторону разбеленных пастельных оттенков.
Оправдано ли это?
Я приверженка прозрачной акварели, однако мой практический опыт показал, что иногда пастельные цвета - это именно то, что позволяет решить какую-то техническую задачу максимально эффективно.
Так, в этой акварели "Снег во Львове" краска Дюна стала основой для заливки серого снежного неба и архитектуры из светлого камня. Она отлично добавляет необходимой материальности и фактуры камню.
Марина Трушникова "Снег во Львове", 2020 г, акварель 38х56 см
Все пастельные цвета акварели "Невская палитра" обладают сходными характеристиками, о которых я писала ранее.
Все имеют в своем составе пигмент P.W.6 - белила титановые. Этим обусловлены свойства краски. Она является кроющей, светостойкой, малостойкий (нетвъедчивой, т.е. легко смывающейся с бумаги и не окрашивающей ее). Краски при смачивании белеют, а при высыхании вновь темнеют.
Все представленные цвета являются светостойкими.
Остальные свойства того или иного цвета зависят от других входящих в состав пигментов. Различий немного, но давайте посмотрим, что показало тестирование.
10
ТЕСТИРОВАНИЕ КРАСОК
Напоминаю разделы таблички при тестировании:
Вверху - Название на русском и английском, номер в линейке акварели.
1 колонка - Пигменты. Значок прозрачности (квадратик), треугольник - значок въедчивости (стойкости) и знак светостойкости (звездочки), указанные производителем.
Ниже - оттенок в его наилучшем раскрытии по светлоте.
2 колонка - тест на укрывистость.
3 колонка - тест на грануляцию.
4 колонка - тест на вымываемость (въедчивость) краски из влажного слоя и (ниже) подсохшего слоя.
ОХРА ПЕТЕРБУРГСКАЯ
Наряду с белилами имеет в своем составе еще два пигмента: черный P.Bk.8 и желтый P.Y. 42, чем незначительно отличается от уже упомянутой Дюны - у той в составе еще есть коричневый пигмент.
Соответственно и оттенок Охры Петербургской похож на Дюну, только уходит в сторону желтого.
Учитывая мой опыт работы с краской Дюна, эта охра еще более подойдет для городских сюжетов с архитектурой. Дождливые и пасмурные виды Санкт-Петербурга будут с ней особо актуальны, я думаю.
Впрочем, для солнечного средиземноморского пейзажа, где в старой архитектуре преобладает светлый камень, песчаник, такая охра тоже отлично подойдет. Она придаст нужной мягкости цвету, а фактуре - нужной плотности и материальности.
НЕАПОЛИТАНСКАЯ ТЕЛЕСНАЯ
Уже само название говорит о том, что эта краска предполагает использование в портрете или картинах ню.
Хочу отметить, что в реальном выкрасе краска выглядит более светящейся и яркой, чем здесь на картинке. Она будто светится изнутри. И это, безусловно, должно давать хорошие качества портрету.
Для меня, как портретиста, это было особо интересно, поэтому далее я покажу свой тест на смешение и использование этой краски в портрете.
Краска в густом виде дает плотный укрывистый слой, равномерно разносится в заливке, после высыхания, в отличие от остальных, имеет небольшой глянец.
МОККО
Очень приятный, на мой взгляд, цвет. Так бы и съела...
Пробовала его использовать в портрете. Хотя, он будет очень хорош для изображения черепицы, я думаю. Или для рисования десертов.
Краска легко смывается, слегка окрашивая поверхность бумаги. Поэтому, в отличие от маркировки, я бы назвала её среднестойкой.
На бумаге при высыхании выглядит темнее, чем в кювете. Краска не активная - по смоченной поверхности растекается плохо.
ЖЕМЧУЖНО-СЕРАЯ
Для чего нужны подобные серые? В первую очередь, конечно, для смягчения цветового тона смешиваемого с ними цвета. Он придает матовость и интеллигентную припыленность оттенку. Это можно увидеть ниже в тесте смешивания.
А второй вариант, когда можно использовать чистый цвет, - это падающие тени.
Подобный вариант использует акварелист Мигель Линарес. Только он сам смешивает оттенок с белилами, а не использовал готовый. Об этом читайте здесь.
Смотрите, какие легкие и, по ощущению, прозрачные тени при этом получаются.
Нонсенс, да? Берешь кроющую краску, а в итоге получаются легчайшие и прозрачнейшие тени!
Из свойств жемчужно-серой - наносится менее равномерно, чем остальные, идет пятнами. Плохо смывается после высыхания. Приходится размачивать слой. При этом бумагу она не окрашивает.
МАРЕНГО
А вот Маренго, второй серый, разносится по бумаге равномерно, приятно.
В отличие от остальных он интересно взаимодействует с водой, растекается сильнее остальных, проявляет себя активно.
Во влажном виде дает очень красивый эффект грануляции, который значительно сглаживается при высыхании.
Цвет слегка въедчивый.
Приятен в смешении.
Давайте посмотрим на оттенки, которые получаются при смешении этих цветов с пятью основными цветами моей основной палитры:
ТАБЛИЦА СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
Как уже говорила, все эти цвета предсказуемо приглушают и смягчают любой цвет, с которым смешиваются.
Сюрпризов при смешении я не обнаружила, оттенки получаются предсказуемые.
В смешении более всего понравились Маренго и Мокко.
Но идем далее, есть еще три цвета.
МАГНОЛИЯ
Продолжает богатую палитру выпущенных ранее пастельных розовых.
По тепло-холодности оттенка стоит между Розовым Кварцем и Пионом.
Краска разносится равномерно, без грануляции. Но дает интересные эффекты морозного узора при наплыве влажной краски на подсыхающую.
При высыхании темнеет. Отлично смывается без окрашивания бумаги.
КАШТАНОВАЯ
Удивительно, но эта краска тоже из пастельных - содержит белила в составе.
Но, видимо, их доля в составе не так велика, поэтому, в отличие от остальных краска выглядит менее кроющей, и при высыхании она не темнеет, как пастельные цвета, а светлеет, как обычные.
Белила придают краске какую-то мягкость цвета и приятность нанесения - краска мягко разносится, дает равномерный слой.
Посмотрите, как смешиваются эти цвета с синими и зелеными:
Здесь в тесте присутствует Шахназарская Красная. Эта краска давно в линейке завода, но я почему-то ранее её не замечала. А зря. Эта краска полупрозрачная, однокомпонентная.
В рисунке ниже я использовала ее в сочетании с Неаполитанской телесной:
При смешении два цвета дают почти прозрачный слой. Телесная в нижнем слое придает оттенку сияние. Если же взять краску густо, то можно работать как гуашью, кроющей. Так я наметила самые светлые места на лице девушки.
А вот второй вариант использования Неаполитанской телесной.
В данном случае я работала только кроющими красками: Мокко, Каштановая, Неаполитанская телесная.
Наглядно видно, что в этом случае слой приобретает корпусность, а картинка - некую телесную "осязаемость".
Кроме того, в этой работе я использовала еще одну техническую возможность, о которой говорила в статье про использование пастельных цветов. Это создание недосказанности, вписывание края изображение в фон, создание полупрозрачного муара. Так списана фигура девушки слева, что позволяет сосредоточить внимание зрителя на её лице, а реальную форму мягко перевести в плоскую, чтобы она не контрастировала с плоским фоном.
И, наконец, последний оттенок, отличающийся от остальных:
ЗЕЛЕНАЯ ТЕПЛАЯ
Зеленая тёплая состоит из трех пигментов. Желтый пигмент P.Y.151 придает зеленому P.G.7 необходимую теплоту и яркость, а белила смягчают цвет и делают его более светоносным.
Краска ведет себя предсказуемо, как и все пастельные цвета: укрывистая, матовая, мягко разносится, при смачивании светлеет, а после высыхания приобретает цвет, как в кювете. Не въедчивая.
В смешении также предсказуема:
На мой взгляд, интересна эта краска в смешении с желтыми, которым добавит плотности. Таким замесом хорошо будет писать яркий свет на деревьях, к примеру. Это добавит осязаемости зелени и светоносности пейзажу..
Вот такие выводы у меня получились по результатам тестирования.
Что из этого задержится в моей палитре, покажет время.
Если у вас есть опыт использования указанных цветов, расскажите о нем в комментариях, это будет полезно другим читателям!