Найти тему

«История Китайской Цивилизации». Читаем вместе. Часть 6. «Три эпохи».

В китайской исторической традиции «тремя эпохами» называют эпохи трех первых государств Ся, Шан, Западное Чжоу. Начало первой из них чуть ранее 2000 года до н. э. Продолжительность: Ся — чуть менее 500 лет, Шан — 600 лет, Западное Чжоу — 270 лет. Все вместе — более 1300 лет. На протяжении их истории родовой общинный строй постепенно сменился рабовладельческой системой и системой феодального сюзернитета.

Необходимость проведения масштабных гидротехнических и мелиоративных работ, вынудила свободных общинников подчиниться выбранным руководителям работ, а независимым племенам заключить обширные союзы, так как для такого крупного строительства рабочих рук только одного племени не хватало. В результате труда тысяч людей, русла рек были спрямлены и углублены, что позволило прекратить постоянные наводнения, вызванные частой сменой реками своего русла. А строительство мелиоративной сети позволило еще раз значительно увеличить урожайность зерновых культур. Но бывшие руководители работ не спешили расставаться со своими властными полномочиями. Древнекитайские легенды, рассказывающие, как первые императоры выпрашивали себе войско у духов рек, позволяют предположить, что вожди, руководившие строительными работами, использовали своих рабочих, среди которых они, очевидно, пользовались значительным влиянием и авторитетом, для формирования армий, с помощью которых они могли бороться друг с другом и с представителями остальной племенной верхушки. Побежденные племенные вожди составили основу наследственной чиновничьей элиты; бывшие свободные общинники — обязанных к подневольному труду крестьян. Таким образом, широкие общественные работы, проводившиеся, видимо, по общему решению всех членов союзных племен, привели к некоторому обузданию разрушительных сил природы, значительному увеличению урожайности, но одновременно, и к потере свободы абсолютным большинством людей. Что позволяет заключить, что первая значительная победа над Природой далась древним китайцам дорогой ценой, пожалуй, даже и слишком. А кроме свободы они потеряли еще и землю, — вся земля была объявлена семейной собственностью императора, и даже высшие чиновники, вплоть до конца эпохи Западного Чжоу, имели на землю лишь права владения и пользования, но не имели на нее права собственности, то есть они не имели права ни продать, ни купить, ни передать землю кому бы то ни было, хотя и обладали всей полнотой власти на вверенной им земле и управляли там населением.

В первых трех государствах есть и еще один интересный момент — исторически они приходят на смену друг другу, но новое государство не начинает свою историю с разрушения прежнего, оно как бы сосуществует сначала параллельно с ним. То есть Шан существовало параллельно с Ся и было его данником, а Западное Чжоу занимало аналогичное положение относительно к Шан. И государственная власть при смене династий переходит, как кажется, к бунтовщикам. Но были ли эти три государства действительно подвластны друг другу? Этот вопрос появляется благодаря весьма специфическому восприятию императорами периода «трех эпох» границ своего государства. Согласно их представителям, Сыну Неба принадлежала вся Поднебесная, то есть вся Земля, которая подразделялась по способу управления: ближайшая территория к столице (в радиусе 500 ли (1 ли — 300-360 шагов) составляла личный домен императора и управлялась лично им и членами его семьи; далее шли пожалованные земли — сначала земли высших сановников, потом менее значительных, далее земли вассальных иноземных правителей, потом иноземцев-данников, и наконец — земли иноземцев не платящих дани. Подчеркиваю, все эти земли, включая и последние, китайские императоры считали пожалованными, и соответственно, претендовали на получение хотя бы дани с них. Если же иноземцы пока еще никакой дани не платили, они считались бунтовщиками, с точки зрения лояльных императору китайцев. Чем-то это напоминает восприятие мира современными американцами. Поэтому истории о смене правящих династий в результате охватывавших империю смут и восстаний, одновременно, могут соответствовать и действительному восстанию вассалов, и полноценному иноземному завоеванию.

В любом случае, как бы там ни было, новое государство, приходящее на смену старому не несло освобождения порабощенному населению империи, а принимало внешние формы прежней императорской власти, лишь с незначительными видоизменениями. Проводящаяся же постепенная, последующая трансформация власти приводила к еще большему углублению возникшего в начале эпохи Ся неравенства. Система чиновничества становилась все более разветвленной и специализированной, оплата труда сановников была в виде феодального пожалования земель в кормление, а сами должности были наследуемыми.

Последовательная деградация положения простого человека, бывшего свободного общинника, на протяжении периода «трех эпох» ярче всего видна по раскопкам жертвенных ям, которые представляли из себя алтари духам земли и духам предков. Наряду с костями животных: собак, быков, овец, в них постепенно появляются и человеческие кости. Сначала отдельных людей, потом сразу двух-трех, потому уже десятков и, наконец, в эпоху Западного Чжоу — сотен.

Так же деградирует и роль женщины. Если к началу эпохи Ся — женщина в ритуале почитается еще в роли праматери, то вскоре такое поклонение исчезает. Общество на всех уровнях окончательно переходит к патриархату, и переход этот археологически отмечается появлением совместных захоронений, где жены хоронятся одновременно со своими мужьями, число их, начинаясь от одной, тоже постепенно увеличивается. Слава богу, что хоть оно не доходит к эпохе Чжоу до десятков или до сотен. Иначе императорскому дому наступил бы конец задолго до пришествия очередных периферийных народов, он пал бы, не выдержав семейных склок и истерик.

Напоследок, еще немного об организации сельского хозяйства. Вводится так называемая «колодезная система» полей. Следует заметить, что называется она так не потому, что в середине каждого поля был вырыт колодец. Нет. Просто поля разбиваются так, что по форме они начинают напоминать китайский иероглиф, обозначающий слово «колодец»: все строго квадратной формы, тесно прилегающие одно к другому, все одинаковой площади в 1 му (0,066 га). Не могу удержаться от иронического желания заметить, что это точно соответствует величине дачного участка, выдававшегося в перестроечный период. Кстати, ученые считают, что введение колодезных полей привело к окончательному закабалению крестьян. Что заставляет лишний раз порадоваться, что у нас означенный земельный стандарт не прижился и канул в Лету заодно с Перестройкой.

На этой юмористической ноте, я предлагаю проститься с периодом «трех эпох» — временем, когда технологически китайская цивилизация совершила ряд величайших технологических прорывов, перейдя из каменного века, минуя медный, сразу же в бронзовый. Но скачок этот сопровождался невиданной доселе девальвацией стоимости человеческой жизни. Разумеется, ничего в этом мире не дается задаром, но все-таки, иногда некоторые уплаченные цены выглядят чрезмерными, а достигнутый с помощью них успех, начинает смахивать не на огромный цивилизационный прорыв, а на гигантское поражение.