Добрый вечер, друзья❤
В прошлой статье мы с вами диагностировали детский рисунок по цветам, используемым в рисунке.
Сегодня давайте разберём что же значат расположения предметов и людей на рисунке.
- Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.
- Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом.
- А пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот),
- К шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы.
- К семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
- Первое на что следует обратить внимание, это на расположение рисунка на листе:
- в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям;
- в нижней части листа – заниженная самооценка;
- в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение;
- выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога.
2. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
3. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
4. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой близкие.
5. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера.
Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
6. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Тест
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Делитесь результатами в комментариях 📝
Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на мой канал.