Редкий день проходит без звонков с незнакомых номеров. Вот и Первомай начался с них. Не отвечаю. Хотя, как знать, может, господа мошенники хотели поздравить с праздником? Или очередной банк хотел предложить невероятно выгодное предложение по кредиту? А может быть, одна из многочисленных компаний озаботилась скоростью моего интернета и хочет, чтобы она была ещё быстрее?
Не знаю, как у вас, дорогие читатели, а у меня именно такие звонки и бывали. До тех пор, пока не перестала на них отвечать. Прежде отвечала на все, подводила давняя привычка – если звонят, значит, ко мне есть вопросы, а вдруг что-то важное?
Самые многочисленные звонки были от якобы сотрудников Сбербанка. А самое распространённое обращение (обязательно по имени-отчеству, вежливые, всё о тебе знают!) звучало примерно так:
– Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий (Сергей, Николай, Олег и так далее). Я являюсь сотрудником Сбербанка. Скажите, в последние 15 минут Вы не производили перевод трёх тысяч рублей (пяти, десяти, полутора)?
– Здравствуйте. Нет.
– Ваша карта находится при Вас?
– Да.
– Дело в том, что злоумышленники произвели попытку списания средств с Вашей карты. Для того, чтобы это пресечь, Вам необходимо…
Дальше я никогда не дослушивала. Прощалась с Дмитрием (Сергеем, Николаем, Олегом и так далее).
Однажды звонил очередной сотрудник, слышался гул автомобилей, шум улицы.
– Молодой человек, Вы звоните из офиса?
–Да, конечно.
– У Вас в офисе автогонки? Шумновато, однако.
Короткое замешательство. Потом объяснение:
– У нас окно открыто. Жарко.
– В офисе Сбербанка нет кондиционера?!
Отбой. Сотрудник прекратил беседу.
Или такой момент. Снова обеспокоенным голосом предупреждали о списании денег с карты.
– А с какой именно, молодой человек? – спросила я. – Назовите последние четыре цифры.
Снова замешательство и нервный вопрос:
– Что, у Вас их десять?
– Двадцать.
В ответ ругательство. А каким вежливым был в начале разговора! Конец связи. Хватит. Надоели.
Примитивная схема всё ещё работает, и телефонные джентльмены удачи пока не теряют надежды. Моя знакомая, которая столько читала о мошенниках, столько слышала, попалась-таки на удочку этих бесстыжих людей. Она послушно назвала номер карты, отправила код, делала всё, как инструктировали "сотрудники банка ". В результате обнулила кредитную карту, где и было-то всего 22 тысячи рублей. Но для неё, пенсионерки, это немалые деньги. Когда она поняла, что сама отдала их, расплакалась, стала звонить в Сбербанк, но уже было поздно. Потом я спрашивала её, как же так, ты же знала? Она и объяснить не могла, говорит, словно под гипнозом выполняла команды.
Однажды звонков было так много, что пришлось позвонить на номер 900, мне прислали ссылку, и я отправила в отдел кибербезопасности номера телефонов, с которых так настойчиво звонили. Вряд ли это особо помогло, но хоть какое-то противодействие. Тогда я подумала – Боже мой, сколько же желающих на мою пенсию! Не на миллионы – на пенсию! Совести нет? Конечно, нет. Люди, которые идут на такой заработок, о других не думают. Зачем им думать о моей знакомой, добровольно отдавшей им 22 тысячи? У них свой взгляд на это, циничный и беспринципный.
В общем, уже больше года звонки с незнакомых номеров игнорирую. Сбербанк о своих предложениях сообщает по электронной почте или в смс. Ростелеком также делает рассылки на электронную почту. Если нужна информация, сама позвоню и всё узнаю.
В прошлом году весь интернет хохотал над роликом, где Гарик Харламов буквально довёл до истерики мошенника. Смотрела несколько раз! Никаких газетных статей не надо, вот тебе – инструкция к действию! Многие тогда стали подражать Гарику Харламову и снимать подобные ролики. Молодец, юморист, что тут скажешь. Его экспромт стал действеннее всех официальных предупреждений.
А вы отвечаете на незнакомые звонки? Сталкивались с мошенничеством?