Вопросы - это ключ к пониманию и творчеству. Чтобы получить нужный ответ, надо задавать правильные вопросы.
Думаете, что умеете задавать хорошие вопросы? Проверьте.
Контрольный список по использованию вопросов.
1. Задавайте вопросы по одному.
Задавая несколько вопросов за раз, что вы ждете? На какой из них люди должны ответить: первый, последний, на какой удобнее? А вспомнят ли они после первого ответа остальные вопросы?
Так что – 1 вопрос, затем ответ, затем следующий вопрос. Это стимулирует дискуссию и помогает принимать решения.
2. Задавайте короткие вопросы.
Длинные вопросы так же плохи, как и их большое количество сразу. Длинные вопросы сбивают с толку и заставляют людей теряться. Прекратите делать длительные преамбулы, перед вопросом. В этом случае, языку не нужна тренировка. Спрашивайте просто и лаконично.
3. Привыкайте к временному молчанию после вопроса.
Примерно после 4 секунд молчания люди начинают чувствовать себя неловко. И пытаются заполнить эту паузу чем угодно. Не спешите. Задали вопрос и ждите молча.
Молчание - это не так уж плохо. Тишина - это шум, производимый мышлением.
Молчание обычно предваряет более вдумчивый ответ и является лишним подтверждением, что это был правильный вопрос.
4. Задавайте открытые вопросы.
Открытые вопросы (подразумевают нечто большее, чем ди/нет) дают собеседнику свободу, чтобы выразить свои мысли и идеи.
В закрытых вопросах нет ничего плохого, просто они более предвзяты и ограничены.
5. Избегайте вопроса «Почему».
Они имеют тенденцию делать предположения или заставляют собеседника защищаться. Хотите конструктивный диалог, не ставьте человека в позицию защиты.
6. Задавайте вопросы «Что / Как».
Эти вопросы предлагают другому человеку поделиться своими идеями.
7. Учитесь чувствовать, когда нужно конкретизировать.
Когда нужно собрать как можно больше идей задавайте вопросы с очень широкой воронкой: чем больше, тем лучше.
Когда нужно развернуться к действию, определить приоритеты и принять решение - это набор вопросов, которые начинают сужать воронку.
8. Стратегически используйте закрытые вопросы для принуждения к принятию решений.
Закрытые вопросы (ответ предполагает да/нет или выбор из нескольких вариантов) заставляют выбирать и принимать решения.
9. Не маскируйте ответы в вопросах.
Это тонкая форма манипуляции. Так не получится никакого обмена мнениями.
10. Устанавливайте стандарты к своим вопросам.
В зависимости от ситуации, может потребоваться более конкретное одобрение, чем да/нет. Задавайте вопросы так, чтобы люди конкретно поясняли, на что они согласны и что принесет им пользу.