Считается, что успешное шествие капитализма по Европе началось в 17 веке, с буржуазной революции в Нидерландах. Тем не менее, основные понятия и институты капитализма и его правовой составляющей - западного коммерческого права, сформировались еще в XI – XII веках. Их понимание имеет важное значение для развития товарного обращения и в современном мире.
Исторические причины развития коммерческого права в странах Европы изложил западный ученый Бергман Г.Дж. - «…в XI - XII вв. произошло резкое расширение сельскохозяйственного производства, это время было отмечено впечатляющим ростом числа и размеров городов. Одновременно возник новый класс профессиональных торговцев, которые осуществляли крупномасштабные коммерческие операции в городах и сельской местности».
Уже в XII веке города Германии, такие как Кельн, Любек вели активную торговлю, а ярмарка Кельна была известна во всей Северной Европе. Однако наибольший расцвет торговли в немецких городах пришелся на XIV – XV века, что параллельно шло с расцветом ремесла. Немецкие города активно обменивались произведениями ремесла, развивались международные коммерческие отношения. Еще в XII веке сложились развитые торговые отношения между Нижнерейнскими городами и Англией, Фландрией. Одновременно развивались торговые связи северо-восточных немецких городов с древнерусским Великим Новгородом. В конечном итоге оба направления слились, образовав широкую систему североевропейской торговли – ганзейский союз городов.
Образовывались купеческие цеха, которые в своей деятельности руководствовались своими уставами (в современном мире такие организации именуются саморегулируемыми), города принимали законы, регулирующие организацию рынков, торговых рядов, создавался институт присяжных комиссионеров. Из-за противоречий между патрициатом, цехами, занятыми изготовлением предметов питания, с одной стороны, и простыми горожанами, с другой стороны, рождались законы, защищавшие права потребителей. Например, городские советы регулировали деятельность цеха пекарей, в целях недопущения злоупотреблений, понижения качества хлеба и уменьшения веса булки. Согласно регламенту городского совета Страсбурга о выпечке хлеба «Если во время осмотра хлеба городским старшиной окажется, что какой-либо пекарь выпек слишком маленькие булки, то у него конфискуется 12 булок хлеба…в пользу города…Пекари должны за один пфеннинг точнейшим образом выпекать хлеб, стоимость которого действительно равна пфеннингу, соответственно ценам на рожь… чтобы быть в равной мере справедливыми по отношению как к богатым, так и к бедным. Нарушающий это правило уплачивает 1 фунт штрафа».
В этой норме мы угадываем современное законодательство о правах потребителей, антимонопольное законодательство и различные регламенты по стандартизации продукции. И это в далеких 14-15 веках!
Примечательно, что уже в те далекие времена, городские органы власти в Европе боролись с перекупщиками, посредниками, защищая, тем самым, принципы, на которых основана современная экономическая модель – конкуренция, свободная торговля.
В уставе еженедельного рынка в городе Страсбурге от 1491 года мы прочитаем «Стремясь к тому, чтобы еженедельный рынок приносил простому люду города Страсбурга пользу, и вместе с тем желая искоренить хотя бы частично посредничество, наши господа старшины, совет и коллегия постановили следующее. Нужно приказать всем комиссионерам по покупке-продаже зерна, что если они услышат или увидят, что чужие лица осмеливаются скупать зерно и опять продавать его здесь, в городе, с целью наживы, то они, комиссионеры, обязаны сказать этим людям, что подобного рода торговля запрещена…».
В этом же уставе присутствуют и нормы, обеспечивающие продовольственную безопасность города, в частности право преимущественной покупки зерна для городских нужд, то, что сегодня мы называем системой государственного резерва.
Недопустимость посредничества и ограничения свободной конкуренции прописана и в уставе 1446 года о комиссионерах по покупке-продаже зерна. «До сих пор случалось, что городские комиссионеры по покупке-продаже зерна завладевали всякого рода зерном, привозимым на рынок…покупали его, свозили к себе и затем опять продавали. Между тем…каждому должна быть дана возможность самому продавать свое зерно. Ни кто не имеет права заплатить за зерно дороже той цены, по которой оно было предложено; зерно, купленное на рынке, не должно быть опять продаваемо в тот же день на том же рынке с целью наживы. Это постановлено, для того, что бы помешать подъему цен».
Как актуально для наших дней звучат эти фразы из устава далекого средневековья!
Регулировали городские власти средневековых городов и систему мер и весов, тем самым защищая интересы потребителей. Из устава лавочников Любека 1353 года – «Все продаваемое должно быть взвешено исключительно на городских весах». На дворе 1353 год, а люди успешно проводят в жизнь принципы стандартизации мер и весов!
А вот еще пример устава, подготовленный городским советом Страсбурга, которым устанавливались городские стандарты по изготовлению продукции. Поводом к принятию такого нормативного акта стали участившиеся случаи фальсификации изготовления пряностей – «В фунт сладких пряностей кладется 13 лотов корицы, 8 лотов белого имбиря, 4 лота гвоздики, 2 лота орехов, 4 лота шафрана… Для надзора за исполнением этого устава лавочники выбирают ежегодно из своей среды 6 человек».
И, конечно же, чтобы ремесленники и торговцы исполняли установленные правила и придерживались единых стандартов, в те далекие времена существовала система их «регистрации», как предпринимателей без образования юридического лица – вступление в соответствующее братство и уплата «членских» взносов. Большинство уставов профессиональных сообществ содержали нормы, из которых следовало, что желающие приобрести права братства, должен внести денежный взнос. Не члены же братств не являлись субъектами предпринимательской деятельности и не могли вступать в коммерческие отношения.
Именно в те далекие времена были изобретены вексель, его оборотность, разработан закон о банкротстве, созданы накладные и другие транспортные документы, изобретены торговые марки, патенты и иное, что отличает западное торговое право.
Читатель, ты спросишь, а как дела обстояли с трудовыми отношениями? Представь себе, что и вопросы труда тоже регулировались! В те же 14-15 века в городах Германии принимались законы о минимальной оплате труда подмастерья, ниже которой мастер не мог платить зарплату своим работникам!
Экономическая самостоятельность крайне редко может существовать без самостоятельности политической, ибо право самому принимать экономическое решение трудно реализуется в рамках политических ограничений. Города Европы 14-15 веков смогли принимать важные законы, регулирующие предпринимательство потому, что добились от монархов права на самоуправление. Цеха мастеров и подмастерья купеческие гильдии, иные профессиональные союзы получили право избирать свою городскую власть – гласных (ныне мы таких лиц называем депутатами) и мэров городов. /то всем известное Магдебургское право местного самоуправления. Это независимый городской бюджет, городской суд, городские законы.
Уставы цехов, сообществ мастеров и подмастерья послужили в дальнейшем основой для принятия в 1861 году Всеобщего немецкого торгового кодекса, который установил общие правила торговли на территории всей Германии. Учитывая положительный опыт Германии и большинство европейских стран тоже приняли аналогичные торговые кодексы.
Данные институты коммерческого права успешно развивались на протяжении столетий и в конечном итоге обеспечили тот экономический эффект, который мы наблюдаем в наше время. Конечно, недопустимо слепо переносить чужую правовую модель в иные, в том числе российские условия, но также нелепо отвергать опыт, знания, накопленные веками.
А что у нас происходило в те далекие времена? А в России во время Нидерландской буржуазной революции окончательно сформировалась система крепостничества. Сами понимаете, что крепостной раб с принудительным трудом и капиталистические отношения, основанные на денежных, рыночных отношениях, не имеют между собой общего.
В 16 веке опричное войско Ивана Грозного совершило погром Новгорода, многих горожан побили, вечевой колокол и наиболее знатных бояр и купцов вывезли в Москву, Новгороду запретили самостоятельную внешнюю торговлю, чем исключили город из членства в ганзейском союзе и захлопнули форточку в Европу.
Петр Первый попытался открыть уже не форточку, а окно в Европу. Построил европейский город Санкт-Петербург, принудил бояр брить бороды и одевать современную одежду, да привозить своих дочерей-затворниц на «дискотеки» - ассамблеи. Он даже стимулировал развитие промышленности – судостроительные верфи, уральские заводы Демидовых. Но сделав внешний фасад европейским, он не смог сделать европейским и содержание. Крепостничество помешало и менталитет, сложившийся за века. Так Петер первый не смог создать рынок труда, рынок финансов и рынок материалов и услуг. Отсутствовал потребитель. Единственным заказчиком товаров и услуг было само государство, соответственно вся промышленность зависела только от госзаказов и в своей основе военных госзаказов. А работали, вкалывали, на демидовских заводах не наемные рабочие за деньги, а приписанные к заводам рабы крепостные.
О самоуправлении городов российских и говорить не приходится. Порой пытаются выдать за самоуправление Земский Собор начала 17 века, где избрали царя. Но это попытка выдать действительное за желаемое. Самоуправляемые органы власти на то и органы власти, что наделены правом управлять, издавать нормативные акты, законы. У Земского Собора задачи были иные – только избрать главу государства, который и наделен полномочиями управлять, издавать законы. Как видим земский собор ничем не управлял, законы не издавал и не регулировал социально-экономическую жизнь населения. Это все полномочия царя.
При написании этого рассказа использовалась литература:
Гарольд Дж.Берман «Западная традиция права: эпоха формирования». ИНФРА.М – Норма, 1998.
«Немецкий город XIV - XV вв.», Соцэкгиз, Москва, 1936.
Выборный В.В. «Правовые традиции Запада и коммерческое право России». Научно-практический журнал МГУ им. М.В. Ломоносова «Коммерческое право», 2010. №1 (6).
©Владимир Выборный, магистр юриспруденции (МГЮА, Москва)