«Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;» (Мф. 12: 39-40).
Прелесть ума – это заблуждение, уклонение от истины, искажение истины и видение её в ложном свете. Это действие бесов на ум человека. Они навязывают человеку различные помыслы, например, льстящие его самолюбию, и человек может принимать их за истину, гордясь при этом своими успехами. Опасность этого состояния заключается в том, что человек может и не догадываться о том, что он в прелести. Он может думать, что он познал истину, на самом деле, он принимает ложь за правду. Дьявол искажает ему всё и показывает чёрное - белым, белое - чёрным, зелёное – синим и т.д. Причинами этого может быть гордость, неверие и самолюбие. «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Исаия 5: 20-21). Ум таких людей помрачается, и они ходят как бы во тьме, не понимая этого, думая, что они в свете. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6: 22-23). Под светильником здесь следует понимать ум.
Наше время – это время прелести, потому что появилось очень много всяческих заблуждений в мире, много лжеучений, много различных философских систем, противоречащих и уводящих от истины. Дух мира сего также искажает истину, представляет всё в ином свете. Дух мира сего навязывает своё материалистическое представление, отвергая Бога, удаляя человека от Бога, Дающего всякое благо людям. Мы гордо надеемся только на себя и свои силы. Развлечения, удовольствия мира сего прельщают наши умы, и мы совсем перестаём вести духовную жизнь, помрачаясь в страстях. Причём умствования человеческие дошли до того, что мы начали искажать смысл слов Священного Писания, трактуя их по-своему, либо же вообще судить о Слове Божием, хотя сказано в Писании: «и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2-е Кор. 10: 5). Наверное, о нашем времени пророчествовали Апостолы, говоря: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.» (Рим. 1: 21-25). «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.» (Иуда 1: 14-16). Об этом говорила и Святая Матрона Московская перед своей смертью, что наступает время прелести. И под видом цивилизации совершаются совершенно языческие поступки, то есть от Света христианства, мы уходим в древнее язычество, уходим назад. Например, аборты, это те же самые жертвоприношения бесам, как совершали язычники в ветхозаветные времена, только всё это под видом внешней цивилизованности и «мудрости человеческой»: «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» (Псалом 105: 37-38). Или, например, сейчас, принято покупать статуэтки зверей на Новый год, верить китайскому гороскопу, это ли не язычество? Ведь и раньше также люди поклонялись истуканам, золотым тельцам. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жён, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32: 1-4); служили истуканам их, которые были для них сетью (Псалом 105: 36).
Мы ищем чудес, ждём знамений. А то, что человек не видит чудес, то впадает в неверие, хотя всё что вокруг нас и есть чудо Божье, если посмотреть какая природа вокруг, как образы материального мира являются отражением мира духовного. Есть день, есть ночь, так же как в духовном мире есть Свет и тьма. За зимой наступает весна, как и в духовном мире после Великого поста приходит праздник светлого Христова Воскресения – Пасхи, который всегда бывает весной, и ещё множеством чудес наполнена наша земля. Везде видна Рука Создателя, если присмотреться к природе. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.» (Псалом 103: 24). Первосвященники, фарисеи, иудеи, которые не веровали, но ждали знамение, говорили, когда Господь Иисус Христос был на кресте: «других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него;» (Мф. 27: 42). Но Господь не делал этого, потому что просили они, чтобы увидеть знамение из гордости, неверия, жестокосердия. Да и знамения при смерти Христа на кресте были, после которых некоторые уверовали, что Он – Сын Божий, в частности сотник: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.» (Мф. 27: 51-54). А явился Господь, по Своём Воскресении, Своим ученикам, которые любили Его, переживали за Него и верили в Него, а не Своим врагам, которые распяли Его. Ждать явных чудес и знамений очень опасно, потому что Господь предупредил нас в Откровении Иоанна Богослова, что приход антихриста будет сопровождаться знамениями и чудесами. «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего – того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.» (2-е Фес. 2: 8-12). Поэтому надо держаться Истины, держаться за Христа, только в Нём наше спасение, и держаться в Православной Церкви, которая является ковчегом спасения.
Но прелесть может коснуться не только людей не верующих, но и верующих. И причиной является всё та же гордость, то же самолюбие, самомнение и надежда на себя, на собственные силы, а не на Господа. Прелесть вызывается духами злобы поднебесной и очень опасна для души человека. Дьявол использует всевозможные уловки, ставит множество сетей. Ум человека, прельщённого может принять, как истину еретические лжеучения. Это тоже действия бесовских помыслов, которые приходят как волки в овечьих шкурах. Об этом предупреждал Господь. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.» (Мф. 7: 15-18). Прелесть может коснуться и человека, пребывающего в истинном учении. А причины всё те же. И опять же прелести подвержены люди, ожидающие каких-то особых благодатных состояний, поэтому святые отцы рекомендуют не искать благодатных состояний, но искать смирения и сокрушения о собственных грехах. Когда человек постится, молится, ведёт благочестивую жизнь, у него могут появиться гордые мысли о себе, что он уже достиг святости, хотя нет пределов совершенства. Он может начать осуждать других, а перед Богом все равны. А приходят эти мысли от бесов, желающих погубить душу человеческую. Они пытаются обольстить человека. «Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.» (Псалом 5: 10). И если человек по гордости своей принимает эти помыслы от него отступает Благодать, потому что он начинает приписывать всё себе, а не действию Благодати Божией: «без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». (Иак. 4: 6). Такой человек тоже перестаёт видеть истину, потому что его ум ослеплён. «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.» (Откр. 3: 17-18). Бесы для того и льстят человеку, потому что они хотят сначала возвысить его, а потом низринуть его в бездну отчаяния, когда Благодать отступит от него. «Не́мы да бу́дут устны́ льсти́выя, глаго́лющыя на пра́веднаго беззако́ние, горды́нею и уничиже́нием."» (Псалом 30: 19). Преподобный Силуан Афонский говорит: "Помни два помысла, и бойся их. Один говорит: ты — святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я — великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей, и простит мне грехи мои."» "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе."» (Флп. 3: 12-14).
Правильный духовный путь приводит человека к всё большему смирению, к большему видению своих грехов, это значит он приближается к Богу и в Его свете видит всё больше своего несовершенства. Если же человек перестаёт видеть свои грехи, то значит это повод задуматься, а не идёт ли он неверным путём. Все хорошее, что в нас есть, следует приписывать Благодати Божией. «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.» (1-е Кор. 15: 9-10). Очень аккуратно надо быть с явлениями из потустороннего мира, потому что как известно, под видом светлых Ангелов могут приходить бесы: «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.» (2-е Кор. 11: 14-15). Под видом Ангелов света они могут увести человека от истины, и он подпав под их власть теряет здравое рассуждение, контроль над собой и может воспринимать ложь, как правду. Бесы хотят сделать такого человека своим орудием.
Как же не подпасть под власть бесов? Апостол Иоанн Богослов советует нам испытывать духов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.». (1-е Ин. 4: 1-3). Конечно явление Ангелов случаются не часто, но если это случиться, то мы знаем, что надо делать: перекреститься, а ещё лучше попросить Ангела перекреститься. Святые уверены, что явление было от Бога, а если вы не уверены, то лучше относиться осторожно. Если от Бога, то Он найдёт способ вразумить. По учению святых отцов, если явление было от Бога, и человек сразу не принял его, то Бог только похвалит за мудрость, и если это необходимо, то оно повторится. Смиренномудрие поможет избежать прелести. «Я увидел все сети диавола распростертыми поверх земли. Увидев их, я воздохнул и сказал: “Горе роду человеческому! Кто возможет освободиться от этих сетей?” На это мне было сказано: “Смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему.» Святой Преподобный Антоний Великий. То есть, если следовать заповедям Божиим и учению святых отцов, которое имеет в своей основе Евангелие, пребывать в Православной Церкви, регулярно исповедоваться, причащаться, не думать о себе высоко, не доверять себе, а довериться Богу, и пребывать в бодрствовании, в трезвении, то это поможет избежать сетей вражиих. Необходимо придерживаться учения Православной Церкви, потому что великие подвижники и святые придерживались этого учения и шли этим путём, а они были близки к Богу, мы не можем думать, что умнее их, это будет гордое мнение. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» (Евр. 13: 7). Руководствоваться не своим разумом необходимо, а Евангелием и учениями святых отцов. Полезно читать толкования Евангелия святоотеческие, потому что они имели Святого Духа, а человек своим разумом может неправильно истолковать Библию. Но и конечно, самое главное молиться Богу и просить Его помощи, чтобы Он помог избежать сетей лукавого: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф. 26: 41).
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё.» (2-е Тим. 4: 3-5).