Найти тему
Белорус и Я

Белорусский Леонардо рассказывал о людях, живущих на Луне

Культура Союзного государства

Как встречают весну на Сатурне

Художник Язеп Дроздович на своих картинах изображал Луну, Марс, Сатурн и их жителей и верил, что скоро земляне достигнут этих планет

Язеп Дроздович, 1928 год
Язеп Дроздович, 1928 год

У Язепа Дроздовича, уроженца хутора Пуньки Виленской губернии (на современной карте это Вильнюс и часть территории Беларуси) было всего три класса образования и масса талантов. Художник, писатель, просветитель, астроном – всё это как-то уживалось в нём одном. Совсем, согласитесь, как в Леонардо да Винчи. Дроздович, как и великий итальянец, намного опережал время в своих исследованиях, а жил и творил он в первой половине XX века.

Язеп много путешествовал в своих удивительных сновидениях к планетам, описывал Марс, кольца Сатурна, их жителей, изображал и рассказывал о них в своих дневниках. С его картин словно списаны многие современные фантастические фильмы. Он так и не был до конца принят современниками. Оценили его совсем недавно. Теперь, когда освоению космоса дано второе дыхание – планируется экспедиция на Марс, есть планы исследовать Сатурн, – о Дроздовиче вспоминают всё чаще.

Детство на хуторе близ пущи

О его феномене «СГ» рассказал профессор Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой истории искусства и гуманитарных наук Московской государственной художественно- промышленной академии имени Строганова:

– Если посмотреть на биографию Язепа Дроздовича, то можно обнаружить в ней много интересных эпизодов. Например, его детство и юность прошли в окрестностях Голубицкой пущи, на хуторе в глухой местности, где сохранялась архаическая славянская культура. И эти детские впечатления, очевидно, сильно повлияли на него, поскольку затем он занимался и археологией, и этнографией, увлекался историей Полоцкого княжества.

Был период, когда Дроздович переехал в Вильно и учился в художественной школе профессора живописи Ивана Трутнева, который был выпускником Петербургской академии художеств. Вильно в то время был важным центром белорусской культуры и образования. И тогда, по всей видимости, произошли какие-то довольно ценные для Язепа контакты, сформировавшие его мировоззрение.

Артополис- город дворцов
Артополис- город дворцов

Есть в биографии Дроздовича и ещё одна интересная географическая точка. Это Саратов. В 1910–1912 годах он проходит там военную службу, учится на медицинских курсах. В это время Саратов – не просто провинциальный городок Российской империи, это одна из самых важных художественных столиц. Он связан с такими великими художниками- символистами, как Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Пётр Уткин. Там была великолепная коллекция старой и современной западной и русской живописи, которую передал городу внук Александра Радищева, художник Алексей Боголюбов. Этот музей (сейчас он носит название Радищевский) до сих пор считается одним из лучших в России. Пройти мимо него, живя в Саратове, Дроздович никак не мог. Подозреваю, что на его мировоззрение и образование в Саратове повлияла художественная и литературная атмосфера этого города.

Фантазии Дроздовича

Космические темы в творчестве Дроздовича – это любимые мотивы символизма и теософии. Именно в России теософия родилась благодаря учению Елены Блаватской. В советское время об этом мировоззрении было не принято говорить. Скорее всего, и Дроздович был членом каких-то теософских кружков: отсюда его сны-космовизии, духовные путешествия.

Его картины – это для нас фантазии, а для него видения, откровения. Как бы мы скептически к этому ни относились, в его творчестве есть элементы утопии и антиутопии. Он описывает несправедливость инопланетных обществ, говорит о смертных казнях, насилии, войнах, в частности, на Луне. На Сатурне он, наоборот, видит идеальное общество. Это его роднит с Платоном и его «Атлантидой», с Томмазо Кампанеллой с его «Городом солнца», где есть образ идеального мира и иносказательное изображение некоего несовершенного миропорядка и определяются пути построения другого мира.

Встреча весны на Сатурне, 1932 год
Встреча весны на Сатурне, 1932 год

Дроздович – художник-мыслитель, как Леонардо да Винчи, учёный, как Константин Циолковский и Александр Чижевский, кстати, тоже уроженец Беларуси. В его дневниках и рукописях мы находим изображения летательных аппаратов, какие-то математические расчёты, схему многоступенчатой ракеты. Он предвосхищает эти научные открытия. И это не случайно. В 1927 году в Москве на Тверской улице состоялась знаменитая космическая выставка межпланетных аппаратов, которая широко освещалась в прессе. Она стала прообразом будущего Музея космонавтики. И в ней на равных участвовали художники, которые интересовались космосом и межпланетными путешествиями, и учёные. Язеп Дроздович в это время был в Польше, но, возможно, какая-то информация до него доходила.

В погоне за Чародеем

После Первой мировой войны Дроздович оказывается в западной части Белоруссии, которая отходит Польше. В деревне он начал преподавать белорусский язык, но обучение очень быстро было прекращено. Школа просуществовала только три месяца и была закрыта польской администрацией. Несмотря на противодействие новой власти, Дроздович начинает просветительскую деятельность среди белорусов. Его кисти принадлежит роспись в одной из церквей, где он изображает Беларусь в виде аллегорической фигуры девы в цепях, над которой завис демон в польской шапке-конфедератке, душащий её.

В 20-е годы прошлого века в западной части Беларуси, оказавшейся под властью поляков, начинается рост национального самосознания. И в это время Дроздович увлекается археологией и этнографией, историей Полоцкого княжества, пишет на эту тему исторический роман «Городельская пуща», который украшает собственными иллюстрациями. Он интересовался фигурой князя Всеслава Полоцкого, или Всеслава Чародея. Его интересует мистический ракурс в жизни правителя, о котором «Слово о полку Игореве» и другие древнерусские источники рассказывают нечто невероятное: что он мог перевоплощаться и перемещаться во времени и пространстве. Дроздович осмысляет истоки белорусской национальной истории, древнего Полоцкого княжества – центра православной культуры, и в какой-то мере роман противопоставляется тому, что окружает его.

Он и дальше участвует в раскопках, пишет научные статьи. Его вдохновляет находка перстня Всеслава Чародея, он пишет его портрет, он видит в нём личность, важную для Белоруссии, личность, которая связывает и белорусскую, и российскую историю.

Портрет князя Всеслава Чародея
Портрет князя Всеслава Чародея

Находясь в Польше, Язеп Дроздович устанавливает тесные связи с Институтом белорусской культуры в Минске, который в 1929 году становится Академией наук БССР. Отдавая дань уважения своей Родине, он отчётливо понимает, что в Польше белорусская идентичность никого не интересовала и не приветствовалась государством. Он присылает в Минск свои этнографические отчёты, зарисовки, обмеры деревянной архитектуры, предметов крестьянского быта. Понятно, что этнография для него – это не только материальная культура, но и большой корпус ритуальных предметов, свидетельства богатого и древнего наследия народа.

Я свободен

В 1931 году Дроздович публикует на белорусском языке книгу «Небесные беги» («Небесные орбиты»), в которой излагает свою теорию о происхождении планет Солнечной системы, о вращении Земли. Он опирался в своих размышлениях на теорию Ньютона. Это время – расцвет его творчества.

«Наша Солнечная система произошла не из тумана, не из туманно-рассеянной и горячей массы, а из готовых, прежде упорядоченных небесных тел, собранных и сгруппированных в систе­му через захват странствующим Солнцем…».

Его теория о «ператваральных зонах» в космосе, в которых старые звезды омолаживаются и превращаются в новые, очень похожа на теорию существования чёрных дыр. Но в послевоенном Советском Союзе никто не решился опубликовать эту работу.

«Мы знаем, что все небесные светила, подобно людям, переживают и детство, и юность, и наконец, старость и — потухают. И нам кажется, что потухшее светило уже никогда не вернется к своему прежнему све­тоносному детству и юности, чтобы снова засветиться. (…) Но это нам только кажется».
Космовизия, 1930-е годы
Космовизия, 1930-е годы
«А что касается «общего отца народа Земли», то я назвал бы таким родителем не легендарного библейского Адама, а саму Природу, которая и на других планетах нашей Солнечной системы почти такая же, как у нас на Земле ...»

Дроздович верил, что жизнь на Землю пришла из космоса. И что другие планеты обитаемы: Марс, Сатурн, Луна. Он населял их жителями, строил там города, придумывал им названия.  По представлениям Дроздовича, на Луне жили луниды, которые вели войны, строили крепости. Когда он читал крестьянам лекции о своих космических путешествиях, говорил, что часть белорусов живет на обратной стороне Луны.

Дроздович много странствовал по Белоруссии. Нигде не останавливался надолго

«Экспедиция будет состоять из 15 человек, они будут одеты в черные костюмы и красные береты. Им обязательно нужно будет взять с собой антисептики, радиопередатчик и непременно курицу с гнездом, чтобы чем-то питаться».

Так Дроздович представлял себе экспедицию на Луну. Немного наивно для серьёзного исследования, но при этом важно понимать: в то время космос не был изучен. При этом на страницах его дневников мы находим удивительные проекты летательных аппаратов и даже схему многоступенчатой ракеты. Получается, что Дроздович заглядывает вперёд и предсказывает появление этого изобретения. Ничего не зная о теории относительности, он проговаривает её в своих дневниках.

Город на Марсе
Город на Марсе
«Резервуары воды на нашей Земле — это низины с морями, океаны, то на Луне резервуары воды — это горные вершины, покрытые снегами, льдом…».

Дроздович писал об этом 90 лет назад. В прошлом году американские астрономы обнаружили на лунных кратерах новые запасы воды площадью с Московскую область. Долгое время учёные считали, что условия на Луне мешают воде накапливаться в ее недрах и на поверхности. В частности, они думали, что вода не может существовать на спутнике в виде жидкости или пара из-за того, что у Луны нет атмосферы, а гравитация относительно слаба.

«И придут времена, когда большая часть жителей нашей планеты откажется от участия в войнах. И всю технику, и достижения наук потратят не на проливание крови, а на обратное. На поддержку жизни».
«...все те затраты, которые шли на ведение войн, пойдут на завоевание неиспользованных сил природы… а вместе с тем и на за­воевание заатмосферного межпланетного пространства… Я верю в жизнь во Вселенной».

Одна из самых любопытных его картин – тройной автопортрет. Он восходит к загадочному автопортрету Тициана. И представляет собой три ипостаси, три возраста, три ступени человеческой жизни, три ступени восхождения к совершенству. Дроздович заявляет себя в этом автопортрете, с одной стороны, как художник (это самый молодой герой на картине с кистью в руке), как писатель и археолог, который держит книгу, и в образе старца (учёный, вглядывающийся в страницы астрономического трактата).

-7

Это портрет 1943 года. Получается, что Язеп Дроздович как бы подводит итог своей жизни, он всматривается в прошлое, в то, что сделал для своей горячо любимой Родины, – умер художник в 1954 году. Крестьяне нашли его в бессознательном состоянии на дороге, отвезли в больницу. Там у него обнаружили рак желудка. Прооперировали, но уже было слишком поздно. Похоронили его в Лепнянах.

Он был близок к народу. И когда ходил по стране, и когда писал картинки на клеёнках – малеванки, которые белорусские крестьяне вешали дома вместо ковра. У него никогда не было предрассудков, он не задумывался о своём статусе.

Дроздович видел в своей деятельности просветительскую миссию и был из тех людей, кто стремился вписать свою национальную культуру в широкий международный контекст, связать с культурами других стран. Он один из крупнейших белорусских мыслителей, писателей и художников прошедшего столетия. Примечательно. что Дроздович не увлекался ни модернизмом, ни соцреализмом. Он всегда был свободен, своеобразен, самобытен. В этом и состоит его уникальность. Так что наследие этого незаурядного мыслителя и мастера – истинное сокровище не только национальной, но и всей мировой культуры.

Максим ЧИЖИКОВ, Москва

Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.

© "Союзное государство", № 4, 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Культура Союзного государства

Свой главный роман он писал 20 лет, до самой смерти

Я дала себе установку, что всех здесь переживу

Если бы знали, с кого Леонид ШВАРЦМАН делал Попугая, мультфильм бы сразу уничтожили

8 причин, почему российские режиссёры предпочитают снимать фильмы в Беларуси

Самый пронзительный фильм о Великой Отечественной войне

И тогда Владимир Прокопцов привёл в музей Александра Лукашенко

Face money – портрет из медяков

Евгений Водолазкин - о пьесе про коронавирус и о том, почему в России, в отличии от Германии, жить хорошо

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц