В интервью газете «Ноев Ковчег» специалист по странам бывшего СССР, преподаватель Варшавского университета, основатель Фонда Институт восточного права имени Г. Шершенвича Михал Патрик Садловски делится своим видением относительно путей выхода из внутриполитического кризиса в Армении, комментирует текущую ситуацию на постсоветском пространстве, а также ситуацию в отношениях между Россией и ЕС.
– Вы часто приезжаете в Армению, находитесь в Армении сейчас и являетесь основным польским экспертом по нашей стране. Хотелось бы узнать Ваше видение относительно внутриполитической ситуации в нашей стране. И какой Вы видите из нее выход?
– Я вижу, что армянское общество и государство сейчас переживают пораженческий синдром и пытаются переосмыслить собственную историю и собственные стремления. Все это имеет место на фоне внутриполитической борьбы, которая, к счастью, все-таки не выходит за рамки закона. То, что в Армении нет гражданской войны, безусловно, радует. И сравнивая ситуацию в ноябре прошлого года с сегодняшней ситуацией, я вижу шаг вперед. При этом внутриполитический кризис в Армении, безусловно, есть. И обусловлен он поражением Армении в недавней войне. На мой взгляд, это поражение стало одним из самых значимых событий в истории Армении с точки зрения формирования нации. Урегулирование ситуации я все-таки связываю с необходимостью проведения внеочередных выборов. Должен быть объявлен новый путь, представлены программы, чтобы общество поняло, куда и зачем его собирается вести власть. Армения нуждается в этаком условном переформатировании.
– А решат ли внеочередные выборы проблему внутриполитического кризиса?
– Думаю, что в определенной степени решат. Управлять страной посредством проигравшего войну премьера и правительства довольно сложно. Соответственно это правительство необходимо создавать заново. И решать, должен или не должен вновь возглавить это правительство именно Никол Пашинян, должно именно армянское общество. В свою очередь премьер-министр как лидер обязан выступить перед обществом и поделиться с ним своими планами и программами. Какой будет внутренняя повестка, какой будет внешняя политика, чего Армения хочет добиться от Евросоюза, от США, от России и т.д. Возможно, что я ошибаюсь, но пока что подобного стремления «раскрыть карты» у Пашиняна я не чувствую. Не исключено, что у него есть какие-то планы, но обществу о них ничего не известно, хотя стремление о них узнать, безусловно, есть. В любом случае именно внеочередные выборы позволят разгрузить текущую обстановку. И даже в случае победы Пашиняна у оппозиции просто не останется аргументов в пользу дальнейшего противостояния. Также считаю необходимым изменить Конституцию, по возможности ограничив полномочия исполнительной власти.
– На днях в СМИ вновь появились тревожные вести с юго-востока Украины. И, судя по всему, ситуация вновь скатывается к войне. Польша граничит с Украиной и, будучи заинтересована в стабильности в соседней стране, внимательно отслеживает ситуацию. Поделитесь Вашим видением ситуации?
– Дело в том, что украинская проблема существует с 2014 года. И, на мой взгляд, все перестрелки, жертвы и эскалация ситуации носят периодический характер. Мы также постоянно слышим слухи и наблюдаем тенденции в пользу скатывания ситуации к полномасштабной войне. И можно сказать, что мы в Польше к этому даже привыкли. С другой стороны, мы действительно видим опасность, потому что наблюдаем различные процессы, происходящие в последние месяцы на Украине. Там новый президент, для многих являющийся сюрпризом. Многие не знают, чего от него можно вообще ожидать, а многие напирают на его русскоязычность и даже все еще ожидают от Зеленского пророссийской политики. Понятно, что в Польше подобные перспективы считают опасными с точки зрения будущего отношений между Украиной и Западом. Мы также видим, что Зеленский, судя по всему, уже начал борьбу за свой второй срок. И его удар по Виктору Медведчуку, по принадлежащим ему СМИ говорит о желании Зеленского продемонстрировать украинскому обществу собственную силу, амбиции и патриотизм. К этому необходимо прибавить изменения в международной ситуации вследствие смены администрации США. Смена Трампа на Байдена, как мне кажется, всколыхнула в Киеве надежды на возвращение Украины в американскую повестку и соответственно на формирование ситуации, в которой станет возможно разрешение проблемы Донбасса и Крыма. Разумеется, в украинском понимании.
– Чего следует ожидать в свете подобных тенденций от России?
– Россия в свою очередь уже демонстрирует решимость не допустить какого-либо сценария, не предусматривающего учета и соблюдения ее интересов. Соответственно пытаясь показать, что в противном случае проблема решена быть просто не может. В этом свете я пока что буду очень осторожен с прогнозами относительно будущих импульсов вокруг Украины.
– А какую роль в этих процессах, на Ваш взгляд, может сыграть Турция? Эта страна заключила с Украиной военно-политический договор, поставляет вооружения и поддерживает в вопросе Крыма.
– Думаю, что все это стало результатом осознания определенными кругами в Киеве, что Турция – это все-таки соперник России. А союзничество между Анкарой и Москвой, бесспорно, носит ситуативный характер. Особенно наглядно это проявилось на фоне определенных успехов, которых Турции удалось добиться в Арцахе в первую очередь благодаря своим технологиям по производству беспилотников. В этом свете мы также можем констатировать определенную недооценку Москвой возможностей турецко-азербайджанского тандема. И я отнюдь не исключаю, что в Киеве поняли, что этот турецкий опыт вполне можно использовать против России. В частности, использовать военно-промышленный потенциал Турции, реагировать на возможности которого в Арцахе российская армия оказалась не готова. Также следует учитывать отсутствие противоречий в геополитических интересах Украины и Турции. В этом смысле Турция сегодня является естественным союзником Украины.
– А как все это накладывается на членство Турции в НАТО?
– Являясь, в отличие от Украины, членом НАТО, Турция периодически имеет проблемы в отношениях с Брюсселем по причине собственных проблем с демократией, правами человека и т.д. Все это позволяет некоторым экспертам утверждать, что Турция сегодня находится на грани выхода из альянса. Для Украины все эти проблемы Турции создают дополнительную возможность, канал для покупки вооружений.
– Укладывается ли украинское направление в политику Турции по противодействию российскому влиянию на постсоветском пространстве с учетом недавних действий Анкары на южнокавказском направлении?
– Если в Анкаре решат, что Россия является врагом Турции на Южном Кавказе и соответственно в ее отношении необходима жесткая политика, Украина немедленно станет естественным союзником Турции и в этом вопросе. И здесь появление ситуативного союза между Анкарой и Киевом также вполне возможно. Но здесь, конечно, есть и существенные опасности. И события вполне могут развиваться и в обратном направлении. В конце концов, Москва в очередной раз может договориться с Анкарой и по вопросу того же Донбасса – так, как она договорилась по вопросу Арцаха.
– Короткий, но довольно сложный вопрос: по каким причинам Брюссель до сих пор не откликнулся на давнее стремление Москвы наладить отношения с Евросоюзом?
– Думаю, что ЕС все-таки к этим отношениям стремился. Хотя были, конечно, и ошибки в отношении российского руководства и общества. Особенно в 90-х. При этом необходимо отметить, что собственный путь во многом определила сама Россия, нарушив некоторые нормы международного права. И позиция Москвы в этом направлении довольно ясна: сначала решение проблемы Украины, а потом уже все остальное.
– Да, но ведь в 90-х, когда Россия подавала условную заявку на отношения с ЕС, проблемы Украины еще не виднелось даже на горизонте…
– Вы правы. Однако уже тогда были другие геополитические проблемы, и самое главное – были проблемы в различиях ценностей. А впоследствии, в 2008 году, была война в Грузии, что также стало причиной новых проблем с Россией. В любом случае главной проблемой на пути сближения Евросоюза с Россией я считаю различия в государственном строе, устройстве и опять-таки ценностях.
– А Вы не усматриваете в этом плане влияния США на Европу?
– Вы, безусловно, правы – это влияние есть. Проблема в том, что на постсоветском пространстве даже большинство экспертов рассматривают США и Европу по отдельности, в качестве различных геополитических акторов. Что является большой ошибкой. По сути, мировоззрение и ценности в США ничем не отличаются от общеевропейских. Между американцем, немцем, поляком и французом нет особых различий во взгляде на то, каким должен быть государственный строй, как должны защищаться права человека, как должны работать суды и экономическая система. Есть, конечно, тактические различия в геополитических устремлениях тех же игроков, к примеру Франции. Но в целом мы все играем в одной команде.
– Иными словами, разговоры о коллективном Западе близки к истине.
– Вне всяких сомнений.
Давид Степанян, Ереван
https://noev-kovcheg.ru/mag/2021-04/7254.html