Меня зовут Лера. Я веду блог в Инстаграм, где делюсь своим творчеством. Я делаю креативные фотографии и много рисую. Также я являюсь студенткой факультета журналистики, поэтому я практикуюсь в написании текстов на Дзен.
Любой человек, который делится своим творчеством или просто мыслями по какому-то вопросы рискует быть высмеянным и оскорблённым. Уж так получилось, что многие люди просто не чувствуют разницы между критикой и откровенным хамством, прикрываясь фразой "Это моё мнение". Но как быть с таким непрошенным "мнением"? Постараюсь ответить в этой статье.
Конечно, в первую очередь тому, кто комментирует важно соблюдать правила и рамки приличия. Нужно понимать, что замечание о недочёте в работе имеет место быть, только если оно высказано адекватно и вежливо, без перехода на личность автора и, желательно, только в том случае, если вас об этом попросили - это конструктивная критика.
Всё остальное, в особенности с фразой-щитом "Это моё мнение" - это обычное хамство.
Так как же отличить хамство от конструктивной критики?
Цель хамства - разрушить нашу психологическую целостность и помешать нашему развитию (иначе говоря, унизить, оскорбить, продемонстрировать пренебрежение). А конструктивная критика потому и конструктивна, что направлена на восстановление и развитие личности.
Цель конструктивной критики - доказать неправильность позиции оппонента, цель хамства - оскорбить, унизить, повысить свою значимость за счет оппонента.
Конструктивная критика, даже выраженная в жесткой форме, нам полезна, и поэтому требует принятия во внимание и уточнения. Обычно конструктивная критика исходит либо от компетентного в своем деле человека, либо от близкого человека, с которым мы давно общаемся, и который может знать о нас то, что мы сами за собой не замечаем.
Конструктивная критика всегда направлена против позиции оппонента, его действий или поступков, хамство - против личности.
Критика основана на фактах, аргументах, доказательствах, хамство – на эмоциях.
Критика подразумевает уважение к оппоненту, хамство намеренно нарушает нормы этикета.
Хамят нам обычно чужие и некомпетентные люди, стремясь таким образом подчеркнуть свой статус и повысить свою значимость. Всерьёз принимать их критику не следует, тем более - переживать по её поводу.
Как сделать свои критику конструктивной?
Критиковать следует поступки и действия человека, но не его самого. Запрещается "переход на личности".
Критика должна быть обоснованной и аргументированной, а не просто заявлением "я так считаю, значит, я прав".
Конструктивная критика подразумевает возможность диалога. Критикуемый должен иметь возможность объяснить свои поступки и точку зрения. К сожалению, большинство критикующих абсолютно уверены в своей правоте и не слышат собеседника.
Критика не должна носить провокационный и язвительный характер, она не должна иметь целью "задеть за живое".
Критикуя, нельзя забывать о тактичности и доброжелательности. Ведь критик желает добра, не так ли? Он не имеет целью возвыситься за счёт собеседника. Поэтому не будьте слишком правдивы. Если нет настоятельной необходимости сообщить человеку обидную для него информацию, не сообщайте её.
Кто-то может сказать, что у нас в стране конституционно закреплена свобода слова и мысли, поэтому я могу говорить всё, что считаю нужным. Однако эти люди забывают, что в той же самой Конституции написано о том, что нельзя оскорблять личность, ведь это посягательство на честь и достоинство человека.
По сути, каждого комментатора, который говорит что-то вроде "Очередной тупой блогер. Иди работай" или использует ненормативную лексику по отношению к автору, можно привлечь к административной ответственности. Кстати, напоминаю, у нас с 1 февраля этого года мат в сети законодательно запрещён. Так что подумайте десять раз, прежде чем что-то писать.
Запомните, что ваше мнение в хамской форме должно заканчиваться в ваших мыслях.
Критиковать - это отдельное искусство деликатности и такта. Этому не учат в школе и университете, ещё реже конструктивной критике можно научиться на работе: многие люди на руководящих должностях злоупотребляют сложившейся иерархией и патологически неправильно общаются с людьми, которые от них зависят. Другие не умеют строить общение, кроме как в пассивно-агрессивной форме, которая противоречит идее конструктивной критики.
Как реагировать на хамство, не опускаясь до него?
Не начинайте хамить в ответ
Конечно, в некоторых ситуациях так и хочется сказать колкость на замечание незнакомого вам человека. Но отвечая грубостью на грубость, вы превращаетесь из достойного человека в цепную собаку, которая лает на всех подряд. В итоге перебранки победителей все равно не будет, но нервы вы потреплете изрядно.
Не бойтесь хама
Реагируйте на его слова спокойно, будто даже не слышите его гадких слов. Иначе говоря, дистанцируйтесь от неприятного человека: покиньте помещение, переключите свое внимание, если вам грубят лично, оставьте комментарий без ответа, если это произошло в сети. Лично я довольно редко отвечаю на хамские комментарии. Правда, чтобы сохранить спокойствие с изрядно надоевшим хамоватым экземпляром, нужно тренироваться и тренироваться.
Представьте себе, что вы взрослый, а хам – незрелая личность
На самом деле, это так и есть. Взрослый, самодостаточный и счастливый человек никогда не будет грубить. Если вас обидит 5-летний ребенок, вы же не будете ему грубить и мстить в ответ? Спокойным тоном, достаточно доброжелательно скажите: "Чем я могу помочь вам?" или "Я вижу, что вы рассержены, мне очень жаль". Будьте снисходительны, не обижайтесь на хамовитого собеседника ради своего же блага.
Научитесь переключать свое внимание
Если в теории вы знаете, как отвечать на хамство, но ваш характер слишком мягок для этого, лучше промолчите. А после не мучайте себя весь день, обдумывая, почему к вам были грубы и что "надо было бы" сказать в ответ. Лучше позвоните приятелю, кратко расскажите про ситуацию и отпустите. Или порадуйте себя чем-то, до чего не доходили руки. Не вздумайте выплескивать негатив на домашних или коллег. Так вы превратитесь в такую же "занозу", которая третирует близких.
Не всегда есть возможность сохранять спокойствие. Да, и далеко не каждый способен проглотить обиду. Тогда нужно учиться реагировать на хамство спокойно, деликатно ставя на место невежливого визави.
Если вас несправедливо в чем-то обвиняют (упрекают, подозревают) при этом обидчик-хам не скупится в выражениях, избегайте фраз вроде "на себя посмотри", "да ты сам такой" и т.п. Лучше задайте хаму вопрос: "На каком основании вы меня уличаете в неблаговидном поступке?" или "Почему вы задаете мне такие вопросы?" Побудите человека доказать свою позицию. В 90% случаев, вам не ответят. Человек либо поленится отвечать, либо не найдёт аргументов.
Говорите мирным тоном, старайтесь не показывать волнения. Не получая реакции в ответ, агрессору скучно будет продолжать перепалку.
Указание грубому человеку на его поведение - лучший способ ответить на хамство. Когда на вас, к примеру, кто-то накричал, скажите "Что заставило вас сказать мне это?" Этот вопрос отрезвит нападающего, заставит переключиться с вас на собственные мысли. К слову, ответив на грубость примерно так, я начала общение с парнем, который сейчас является моим мужем. Позже выяснилось, что у него был не самый хороший день.
Другой пример, когда в свой адрес вы слышите бранные слова и ненормативную лексику. В этом случае не стесняйтесь спросить "Почему вы позволяете говорить обо мне/со мной в подобном ключе?" Помните, что сквернословие и крик – пример того, как отвечать на хамство не нужно.
Надеюсь, статья была для вас полезной. Делитесь мнением о границе хамства и критики. Или, может быть, у вас есть свои истории, как вы избежали конфликта с провокатором?
Спасибо, что дочитали до конца :)
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ещё много всего интересного :)