Пахомий Великий говорил своим ученикам: «Представьте, братья, – в доме сто комнат, но, если кто-нибудь купит главную залу, то хозяин уже не сможет войти ни в одну из комнат. Так и верующий, если он обладает всеми плодами Духа, но по небрежности и по злобе врага лишится хотя бы одного, променяв добродетель на обман, то станет немощен, ибо добровольно потеряет все свое достояние».
Если человек не пробудит собственную душу трезвением и не укрепит себя даже против слабых вражеских нападений – он погубит всю свою добродетель. Если войско наступает на противника, но в их строе окажется разрыв, то сквозь него враг прорвется в тыл, и его уже будет трудно выбить оттуда, и все войско скорее всего погибнет. Поэтому каждый из нас должен укреплять себя всеми добродетелями. Ибо немалый урон происходит, когда пренебрегают хотя бы самой незначительной добродетелью.
Из святого Исаии.
Екклезиаст учит нас: даже мельчайшая страсть истребляет всю силу добродетелей: Мертвые мухи портят и оскверняют благовонную масть (Еккл. 10,1). А в книге Иезекииля сказано: В он же день обманется праведник праведностью своей, не помяну Я его (Ср. Иез 18, 24). И апостол заметил: Малая закваска квасит все тесто (1Кор 5, 6). Иаков сказал: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак 2,10).
Из аввы Марка.
Все мы, крестившиеся, должны полностью верить Христу и исполнять все Его заповеди, так как мы получили от Него силу для этого. Но не так, чтобы сначала исполнить только одну заповедь, потом другую и по очереди каждую, можно сказать, постепенно. Нет, должно постичь такие заповеди, которые охватывают сразу многие другие и таким образом исполнить в совокупности все. Нельзя также опускать и такие, которые касаются отдельных случаев и потому не так часто применяются.
Из святого Диадоха
Воздержание – общее название всех добродетелей. Кто воздержан, тот воздержан во всем. Если повредить хотя бы незначительную часть тела, то весь человек уже не будет цельным, даже если повреждение невелико. Так и тот, кто пренебрегает хотя бы одной добродетелью, он уничтожает все воздержание, будто его и не было.
Из аввы Исаака
Страсти подобны псам, которые любят заглядывать в мясные лавки. Если их прогонять, они будут убегать от одного звука шагов, а если не обращать внимания, то они начнут лезть со смелостью огромных львов.
Уничтожай в себе малое вожделение, как только оно начало в тебе зарождаться, иначе воспламенишься от его безудержного горения. Усиленное внимание к мелочам позволяет избежать самых страшных опасностей. Ведь если ты не победишь слабое, как потом избавишься от сильного?
Покажи Богу свое терпение в малом, чтобы Он не потребовал с тебя отчета за большое. Пусть малое станет для тебя рубежом, на котором ты повергнешь врага, так что он не сможет направить тебя к большому злу.
От себя добавлю, что человек подобен сосуду для наполнения. Когда в сосуд вливается доброе, а затем часть негодного состава, то портится все содержимое.