Я сегодня занималась необычной для себя работой. От своих более-менее успешных и социализированных пациентов я приехала в медцентр, где помогают людям с химическими зависимостями. Мне нужно было осмотреть этих ребят. Меня сразу предупредили, что с ними будет тяжелее, чем с обычными пациентами. Кто-то может и матом послать.
В душе у каждого из них свой персональный ад. Что отражается на телесной оболочке и, собственно, является причиной (а иногда и следствием) зависимости.
Шестьдесят человек прошло перед моими глазами. Среди них больше половины получали черепно-мозговые травмы в драках и ДТП. Многие плохо ходили, потому что алкоголь разрушил нервы в их ногах. Были люди с эпилепсией, которую никто и не думал лечить, позволяя приступам раз за разом разрушать личность. У кого-то были серьезные психиатрические диагнозы. Был даже парень с рассеянным склерозом, у которого болезнь «съела» значительную часть нормальных функций нервной системы: он плохо ходил, не держал мочу, его сильно шатало...
Я ужасно устала. Но к концу работы сделала внезапное открытие.
С ними легче, чем с обычными пациентами. Потому что эти ребята не избалованы вниманием. Ни один из них не сказал мне грубого слова. Все улыбались в ответ на мою улыбку. Кто-то жаловался на свои недомогания, но большинство — молчали, не торопясь вываливать на человека в белом халате все свои горести разом. Многие смущались, некоторые топорщили ежиные иголки недоверия, но никто не хамил.
К концу этого странного дня я приняла наконец решение, никак не связанное с работой. Два дня я не могла определиться: вернуть ту куклу, которая пришла ко мне с кривым глазом, в потертой коробке и с взъерошенными волосами, или оставить? Воображаю, сколько раз ее покупали и возвращали.
Я решила ее оставить! Потому что она красивая. Совсем как все эти ребята с зависимостями, что потихоньку лечат свой персональный ад в душе.
Надеюсь (и искренне желаю им), что хотя бы кусочек своей души они смогут отвоевать у химических зависимостей. Чтобы разбить там маленький сад. И пусть там вырастет что-то хорошее, важное и нужное для этих ребят.
Сегодня я решила, что неидеальной, бракованной кукле в моей коллекции — быть. Не из жалости. А потому, что она мне вообще-то нравится.
Как и все мои пациенты, такие разные.