В силу возраста мне вероятно никогда уже не понять всей "прелести" манги, графических романов и комиксовой культуры в целом. Моё знакомство с их аналогами в советском детстве ограничивалось публикациями в журналах "Мурзилка" (про проделки злой волшебницы Ябеды-Корябеды) и "Весёлые картинки" (там много разного печатали), хотя мы тогда и ведать не ведали, что это по сути тоже комиксы.
Я об этом жанре был наслышан разве что из газетных статей про "их нравы" - как в США обожают "книжки с картинками" (особенно с пропагандой культа насилия) и даже адаптируют под них классические произведения. Воочию же я повстречался с ними вероятно в каком-то из видеосалонных фильмов, а может и в клипе Def Leppard "Women", что впервые увидел в 1990 году:
В наш же более менее привычный обиход всё это добралось очень нескоро. Первое постсоветское десятилетие, когда разом исчез дефицит на развлекательное чтиво и книжные развалы заполнились сотнями наименований детективного и фантастического жанра, востребованы были сугубо "текстовые" романы, где кроме зазывающей обложки и иллюстраций-то не было (даже если хотелось). Кстати, тогда же я приобрел с оказией отдельное книжное издание той самой Ябеды-Корябеды художника и писателя А. Семёнова. Ни это ли первый в России графический роман?
А как-то в конце 1990х в в отделе иностранной литературы областной библиотеки я обнаружил толстенный том, под завязку начинённый тем, что называется манга (термин узнал много позже), правда, на корейском языке. Я тогда очень удивился, что картинки все черно-белые, хотя комиксы, которые читали подростки в американских фильмах, были цветными (хоть и тоньше на порядок-два). Спустя лет 15 в киосках я уже встречал переводные издания комиксов "Марвел", но попросить полистать интереса ни разу не возникло.
И вот минуло примерно ещё столько же годков и за это время что-то кардинально изменилось: кинотеатры давно переполнены экранизациями комиксов, а про культ анимэ (большей частью анимированной манги) и не говорю. Дочь рассказывает, что её однокурсники по художественному училищу почти поголовно увлечены графическими романами, которые читают в основном в инете. Так ведь в книжных супермаркетах есть целые отделы, где полки заставлены подобной "литературой". Страниц по 200 и ценой в среднем за 500+. Выросло поколение, которому это уже нужно! До японской одержимости мангой нам конечно ещё далеко, но лиха беда начало!..
Опять же кинокомиксы бюджетом в сотни миллионов. Я ещё помню времена, когда словом "супермен" обзывали без всякого намёка на летающего парня с буквой S на медной бляшке футболке, о масскульте которого мы и не подозревали (как вероятно и более информированный Кир Булычёв, назвавший главу одной из своих алисовских повестей "Супергерла").
Только в начале 1990х, когда по телевизору показали дурацкую киносказку "Супермен" (1978), все вдруг прозрели, а девчонки (включая мою будущую жену) вдобавок повлюблялись в Кристофера Рива. Я же на это кирпично-смазливое личико смотреть не мог (и утратил предвзятость к этому актёру, лишь спустя годы увидев фантастическую драму "Где-то во времени" 1980 г.). Тогда же меня угораздило сходить в кинотеатр на фильм "Капитан Америка" (1990) - тупейшую попытку экранизации похождений одного из главных марвеловских супергероев, надолго отбившую желание ещё раз прикоснуться к подобному творчеству.
В 1992 году на видеокассете я посмотрел "Властелинов вселенной" (1987) с Дольфом Лундгреном в главной роли. (тех пор не переглядывал, а тогда понравилось). Он близок к комиксовой эстетике, но оказалось, что это всё дело рук фирмы производителей игрушек (как в случае с "Трансформерами" и пр.), до того запустивших ставший успешным мультсериал по мотивам своих супергероев. Да и в целом кинокомиксы и супергеройское кино суть не одно и то же, хотя и может быть тем и другим в одном флаконе. Например, "Город грехов" (2005) Роберта Родригеса относится исключительно к первым, как и французский мультсериал про Пифа и Геркулеса, что тоже крутили когда-то по нашему ТВ.
Бывало и наоборот, когда по супергеройскому (но не обязательно) фильму с оригинальным сюжетом позже создавали комиксы. Это и "Человек тьмы" (1990) Сэма Рэйми, и мой любимый "Ван Хельсинг" (2004), и наконец "Одиночное плаванье" - советский боевик, по которому ещё в 1988 году венгерский кооперативщик издал книжку с картинками (со сталоновским "Коброй" под одной обложкой):
Кроме того в 1990-е годы супергеройские кинокомиксы были далеко не самым ведущим жанром коммерческого кино - много всего снимали хорошего (комедий в том числе). В первую очередь приходит на ум "Бэтмен" с тремя продолжениями, хотя аналогичных фильмов явно было больше. Кто ж знал, что в основе их опять же комиксы: "Блэйд", "Люди в чёрном", "Маска"... (да-да, и эти тоже).
А потом, с наступлением нового тысячелетия, прям как прорвало. После "Людей Хэ" и "Человека-паука" (2002) вышло уже наверно больше сотни всевозможных экранизаций, львиную долю которых составляют адаптации франшиз двух мегакорпораций в мире комиксов - DC Comics и Marvel. Большинство персонажей созданы еще в 1930-1960-е, но регулярно (индустрия процветает!!) возникают новые, как Пипец или откровенно пародийный Дэдпул.
В основном всё это укушенные мутанты или обладатели чудо-костюмов. Ко всей этой слаборазличимой массе я изначально относился и отношусь скептически, хотя при ближайшем рассмотрении и встречается достойное внимания кино, с учётом того, что это чисто развлекательная продукция, где мозги желательно не включать. Зрелище ради зрелища и даже обсуждать, сочинять отзывы по ним не особо тянет.
Смотрел я за последние лет 10 лет из всего корпуса наверно около десятка картин и ни разу, чтобы специально - на ДВД или в инете - просто по телевизору заставал (по СТС или РенТВ). Так в 2010 году впечатлила мрачная и близкая мне по духу альтернативщина "Хранители", потом первый "Пипец" конечно. "Человек-муравей" и "Доктор Стрэндж" удались. "Отряд самоубийц" неплох. Совсем недавно посмотрел обе части "Стражей галактики" - эти очень хорошо зашли, люблю такое, безудержно космическое.
А из последнего "Чёрная пантера" (2018). К ней я относился с наибольшей предвзятостью, будучи наслышан про расовые квоты на премии "Оскар", куда этот фильм номинировался в том числе и категории за самый лучший. Тем удивляли огромные миллиардные киносборы. Оказалось, вполне приличный боевик, пусть и с подспудно продвигаемой идеологией реванша за угнетение чёрных в прошлые века. Тем забавнее было узнать, что создателями оригинального комикса про первого афросупергероя от Marvel в далекие 1960-е были Стэн Ли и Джек Кёрби - белые американцы без капли негритянской крови. Ничего личного - только бизнес!
А вы смотрите кинокомиксы и есть ли любимые?
#тайны кино от kin0guru