Если бы мальчики не мечтали бы узнать, что там - за горизонтом, человечество не открыло бы Индию, Китай, Америку, Антарктиду.
Это сейчас из космоса можно изучить каждый сантиметр нашей планеты. А у истоков человечества основным средством передвижения были животные на суше и корабли на море.
* * *
Морской путь до Америки или Азии был долог и труден. Корабли поджидали штормы. Они могли стать добычей пиратов. Цинга валила людей. Нередко на борту корабля вспыхивали бунты. Поэтому каждая морская держава лелеяла мечту найти кратчайший путь до далёких стран, тем самым расширив свои владения и увеличив торговлю заморскими диковинками.
Неудивительно, что ещё у Петра I возникла идея организовать экспедицию для попытки найти кратчайший путь до Азиатских стран через Северный Ледовитый океан. Также в обязанности экспедиции входило изучение береговой линии для составления "генеральных карт"
с нанесением островов, мысов, заливов и проливов.
Император, понимая важность изучения неизведанных морей и земель, лично написал Устав для будущей экспедиции, а капитаном секретной миссии назначил датчанина Витуса Беринга, состоявшем на российской службе. Но, к сожалению, Пётр I не увидел плоды своих начинаний.
В октябре 1724 года Пётр I отправился на осмотр Ладожского канала,
а в ноябре водным путём отправился обратно в Петербург. Проходя
мимо Лахты, император заметил бот с солдатами, севший на мель. Недолго думая, император ринулся в ледяную воду, чтобы спасти неумеющих плавать служивых. Это стало причиной простуды, а затем кончины Петра I.
Романтика северных морских открытий, заложенная императором,
долгое время витала над Россией. Мальчишки мечтали о покорении Севера, который не спешил делиться своими тайнами. А взрослые оснащали новейшим оборудованием корабли и отправлялись в экспедиции, рискуя жизнью.
Вот почему в романе Вениамина Каверина "Два капитана" второй линией проходит рассказ о пропавшем без вести отце Кати Татариновой.
Прослеживается явная параллель - судьба вымышленного капитана Татаринова, командовавшего судном "Святая Мария", и реального полярного исследователя, капитана шхуны "Святая Анна" Георгия
Седова, погибшего на острове Рудольфа, являющегося самым крайним
из островов земли Франца Иосифа. Дальше - только бездна Северного Ледовитого океана.
Ещё один персонаж романа - Иван Климов - списан с реального человека. Им явился штурман Валериан Альбанов, участник дрейфа на шхуне "Святая Анна". Именно у него была найдена сумка с письмами членов экспедиции. Но ни одно из писем так и не дошло до адресата...
Советская власть продолжила изучение и освоение Севера, начатые
ещё царской Россией. В 1920-30 гг. в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по этой теме.
Сначала утвердили положение о Северной научно-промысловой экспедиции, перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. Затем было принято постановление о государственной границе в Северном Ледовитом океане. Она проходила от побережья СССР и до Северного полюса.
В 1926 году на острове Врангеля появились первые поселенцы.
В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый в мире перелёт через Северный полюс.
В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция "Северный полюс" под руководством Ивана Папанина.
Так страна узнала о папанинцах - четырёх героях-полярниках и собаке
по кличке Весёлый. Кроме холода и технических трудностей, папанинцы столкнулись с нехваткой продовольствия - 50 кг ромштексов протухли
ещё в самолёте по дороге на дрейфующую станцию. Доставку продовольствия позже всё же наладили. Да и по мере надобности папанинцы промышляли охотой на тюленей и белых медведей.
Война 1941-45 гг. внесла свои коррективы в жизнь всего человечества.
После победы, несмотря на сложнейшие экономические трудности, страна восстанавливала промышленность и поднимала сельское хозяйство. Но правительство также не жалело средств на изучение и освоение Севера. Нам было жизненно необходимо показать миру, что СССР продолжает оставаться сильной державой и способен защитить свои дальние рубежи.
Изучение и освоение Севера набирало обороты, чему способствовало строительство ледоколов. Эти суда помогали не только прокладывать морской путь среди льдов, но и доставлять членов экспедиции на место их работы или спасать, если им грозила опасность.
Но я что-то увлеклась Севером😊 Вернёмся к роману "Два капитана".
Вениамин Каверин с юношеским задором впитывал в себя знания, интересовался научными открытиями и ценил встречи с людьми,
которые добились успехов на профессиональном поприще.
Так дружба с Самуилом Клебановым, советским лётчиком, освоившим северные воздушные пути, послужила тому, что Каверин узнал тайны лётного мастерства.
А знакомство с советским учёным-генетиком Михаил Лобашёвым помогло Каверину задуматься о написании романа - судьба Саньки Григорьева от его странной немоты в детстве до достижения заветной мечты стать лётчиком полностью повторяет судьбу Лобашёва - человека, который никогда не пасовал перед жизненными трудностями.
Да и девизом романа Каверин неспроста взял слова "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Ведь строчка из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона стала жизненным кредо также для адмирала Ивана Крузенштерна, совершившего первое русское кругосветное путешествие,
и англичанина Роберта Скотта, отправившегося к Южному полюсу.
Мальчишки... Они такие разные...
Но они похожи друг на друга в главном. Им не сидится дома. Им нужно открывать новые земли, делать научные открытия, стремиться к неизведанным далям, чтобы узнать - а что там, за горизонтом?
А нам, девочкам, только и остаётся - ждать, любить и верить.
P.S. Вспомнила об удивительном проекте СССР и Италии - о фильме "Красная палатка", 1969. Очень рекомендую к просмотру. Слоган картины звучит так: "Забудь всё, что ты когда-либо слышал о героях. Есть только красная палатка..." Приятного просмотра!