Путешествовали ли вы когда-нибудь по тихим московским речкам, несущим свои воды среди лесов, полей и лугов? По речкам, которые в половодье бурлят водоворотами и сверкают тысячью солнечных бликов на шумных весенних перекатах? Это не строки из фантастического романа в жанре экологической утопии, это реалии современной Москвы. За последние 10 лет столица приросла лесами и полями, и некогда подмосковные речки вошли в состав округов Новой Москвы, не утратив при этом своего былого очарования. Такова Пахра, берущая своё начало на юго-западе Подмосковья в Наро-Фоминском районе и представляющая интерес для туристов уже на территории Новой Москвы. В зависимости от силы паводка путешествие можно начинать на разных участках течения реки.
Мы расскажем об однодневном байдарочном маршруте, который начинается от поселка Плёсково и заканчивается в Красной Пахре.
Его длина по реке составляет 25-26 км. Это расстояние можно пройти на байдарке за один день.
Заброска. До начала маршрута удобнее всего доехать, конечно, на такси. Рекомендуем забить в навигатор координаты 55.416608, 37.091798 - в этом месте удобно собирать и спускать на воду байдарку. Можно воспользоваться автобусом 514 от м. Ольховая (Сокольническая линия) до остановки "Плёсково". Автобусы идут с интервалом примерно в 1 час, время в пути чуть больше часа. Можно сесть на 577 автобус от м. Теплый Стан (Калужско-Рижская линия), доехать на нем по Калужскому ш. до остановки "ДРСУ-1" и там пересесть на тот же 514-й. От остановки "Плесково" придется пройти 1,5 км пешком по асфальтовой дороге до указанных координат или найти другой подход к реке.
Выброска. В конечной точке маршрута возле моста на 43-м километре Калужского шоссе в Красной Пахре можно сесть на автобусы, следующие до метро "Ольховая" или "Теплый Стан". Их там достаточно много.
Хороший вариант заброски/выброски с использованием своей машины. Можно оставить машину в конечной точке маршрута, на стоянке Роснефть, которая находится на Калужском шоссе рядом с упомянутым мостом, а оттуда подъехать на такси к началу маршрута в Плёсково, дорога займет не более получаса. К вечеру вы возвращаетесь к собственной машине по реке.
Итак, в путь!
На удобном сухом берегу мы разложили и накачали свою "Щуку". Это надувная байдарка отечественного производства. Ее небольшой вес (даже в нашей четырехместной модификации) в сочетании с легкостью сборки, позволяет использовать ее не только в многодневных, но и в прогулочных однодневных походах. По причине плоского дна и отсутствия киля она не очень хорошо держит курс, но зато легко и нетравматично преодолевает такие препятствия, как мели, пороги и т. п.
Упаковав ценные вещи в непромокаемые гермомешки и сложив весь скарб в байдарку, мы начали движение вниз по течению реки Пахры 13 апреля этого года в 11 часов утра.
От Плёсково до поселка Шишкин Лес
На этом участке маршрута Пахра более лесистая, чистая и менее населенная. Здесь встречается водяная живность от лягушек и уток, которых на реке великое множество, до водяных млекопитающих, время от времени обнаруживающих свое незримое присутствие плеском ныряющей в воду тушки. По берегам попадаются коттеджные поселки и СНТ со множеством мостов и мостиков. Несмотря на это, река производит впечатление достаточно "дикой" и путнику есть где причалить и отдохнуть вдали от посторонних глаз.
Вздувшаяся весенняя Пахра несет свои быстрые воды между ещё не полностью освободившихся от снега берегов.
Быстрое течение - это первая из двух основных трудностей путешествий по рекам в период половодья. Оно норовит затянуть байдарку под низко нависающие над водой ветви, прижать бортом к поваленным стволам деревьев и посадить днищем на топляки и коряги. В случае неумелых и несвоевременных маневров неравная борьба со стихией приводит к мучениям и задержкам, а иногда даже к переворотам байдарки с незапланированным купанием в ледяной воде. Чтобы избежать этих нежелательных приключений, хотя бы один, а лучше два члена экипажа должны обладать навыками уверенного управления байдаркой и быстрого маневрирования. Кроме того, в любом случае, не стоит пренебрегать спасательными жилетами, а также герметичной упаковкой гаджетов и прочих вечных ценностей. Эти упаковки необходимо фиксировать на теле или на лодке во избежание их уплывания по течению.
Вторая трудность - это завалы. Они образуются из упавших в воду деревьев и прибившимся к ним брёвен, досок, палок, и прочего мелкого и крупного плавучего мусора, в результате чего порой получается довольно внушительная запруда. Некоторые из встретившихся завалов удается разгрести руками и веслами или растолкать носом лодки.
Иногда приходится доставать пилу, которая является необходимым аксессуаром в подобного рода плавании, даже если вы не собираетесь пилить дрова для костра и планируете пить чай из термоса.
Если прорваться через завал не представляется возможным даже при помощи пилы, приходится делать обнос - причаливать, частично разгружать байдарку и переносить ее по берегу. На этом маршруте мы делали 3 обноса. Первый из них случился недалеко от начала маршрута. Время от времени деревья падают в реку без посторонней помощи, но на поваленном дереве, которое перегородило наш водный путь, были явственно видны следы жизнедеятельности неутомимых бобров.
Результаты работы мощных резцов этих милых зверушек, местами довольно свежие и масштабные, мы замечали неоднократно на пути до Шишкиного Леса. В порядке компенсации причиняемых бобрами неудобств можно порадоваться достаточной экологической благоприятности этого участка реки, ибо речные строители любят чистую воду (если, конечно, они не мутанты).
В 14-00 на безлюдном берегу мы сделали привал с костром, чаем, бутербродами и песнями под гитару. Записи некоторых из спетых на этом привале песен вы можете послушать в рамках нашего видеопроекта "Песни в зелёных штормовках".
Немного выше посёлка Шишкин Лес река прорезает выходы коренных пород. В этом месте ее лесистый правый берег становится достаточно высоким и крутым с обнажениями слоистых известняковых толщ. Русло реки здесь образует каменистые перекаты, которые не представляют особенной сложности при прохождении, но сообщают плаванью приятные разнообразие и динамизм.
От Шишкиного Леса до Красной Пахры
Во второй части маршрута река становится более индустриальной, менее лесной и экологичной. На пути мы встретили несколько внушительного размера труб, извергающих в реку нечто сомнительного состава с не всегда приятным запахом.
Мосты приобретают более внушительные размеры. Под мостом ЦКАД мы встретили чистоплотный экскаватор, который черпал ковшом воду из речки и мыл себе спинку. Не причаль мы вовремя к берегу, он вполне мог бы зачерпнуть и нас.
Однако, берега и в этой части остаются достаточно чистыми и живописными. Есть, где выйти на берег и, если не развести костёр, то, во всяком случае, с приятностью для глаз размять ноги.
Ближе к концу маршрута на левом берегу реки раскинулся парк "Красная Пахра".
Дерзание творческой мысли его архитекторов, полностью перегородивших реку внушительных размеров деревянным настилом, обрекло нас на очередной обнос.
Маршрут закончили в 19-20 возле уже упомянутого моста на Калужском шоссе.
Разобрав байдарку и погрузив ее на предусмотрительно взятую с собой небольшую двухколесную тележку, усталые телесно, но отдохнувшие душой, мы отправились домой.
Подписывайтесь на наш канал и не пропустите видеоролик из цикла "Песни в зелёных штормовках".