Найти тему
Satdata

История "югославского" Лайтинга P-38 (1945)

Интересна в деталях история посадки в Югославии и дальнейшей судьбы американского истребителя "Лайтинг" в конце войны. На нем летал довольно результативный пилот Брежас, после обстрела с земли был вынужден приземлиться в Сомборе, второй истребитель дозаправился танковым бензинам в Задаре и успешно улетел в Италию. Американского пилота встретили,обогрели, напоили и также отправили в Италию. А за сам самолет сразу разгорелась нешуточная борьба. Сомбор входил в советскую зону контроля и по правилам все техника принадлежала СССР - так собственно и случилось с американскими же B-17 и B-24. Но тут югославы проявили недюжинную смекалку и стали самолет спешно "ремонтировать" , сняли колесо и куда то утащили. Без колеса самолет не взлетит. Это поняли и русские командиры.

Решили не обострять ситуацию и на прощальном ужине наш командир 117-го ИАП "подарил" самолет югославам. Ведь уже один Лайтинг наши успешно приватизировали и могли разобрать на части или вовсю погонять на стендах и в небе.

Но перед югославами осталась проблема номер два - американцы. Они стали усиленно интересоваться возвратом своего прекрасного скоростного истребителя. Но югославов так просто не проведешь - они резко "отремонтировали" машину и перегнали на юг - в Скопье. Американцы отстали. Хотя даже Тито жаловались и извели тонну бумаги. Бесполезно.

Уже после войны, в 1946-м, самолет пробовали в небе - но начались проблемы с запасными частями. И имитационных боев с ЯК-3 югославской армии так и не последовало. Машину списали. Еще лет тридцать детали Лайтинга использовали при обучении студентов, а потом передали в музей авиации в Белграде. Американцы уже в 90-е пробовали вторично забрать (купить) самолет для калифорнийского музея, но сербы отстояли!

-2

-3
-4
все фото статьи взяты из сборника "Легенды и мифы авиации номер 7", из материала C.Йокановича
все фото статьи взяты из сборника "Легенды и мифы авиации номер 7", из материала C.Йокановича

Технические характеристики:

Тип двигателя   2 ПД Allison V-1710-27/29
Мощность, л.с.   2 х 1150
Максимальная скорость , км/ч   628
Крейсерская скорость , км/ч   483
Практическая дальность, км 1282
Скороподъемность, м/мин   762
Практический потолок, м   11885
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка и четыре 12.7-мм пулемета

Еще об американских же истребителях "Мустангах" в локальных конфликтах - здесь.

Все о спутниковой мобильной связи - читайте тут.

Всем успехов и мирного неба!