Поговорим об интересной особенности психики, которая иногда может вводить человека в заблуждение. Она называется перцептивные ожидания .
Перцептивные ожидания — это восприятие реальности на основе предыдущего опыта.
Как это ни странно, перцептивные ожидания формируются у человека еще до появления на свет, в утробе матери. Например, если беременная женщина употребляет алкоголь, то ребенок в утробе тоже пьянеет. После рождения такие дети более восприимчивы к алкоголю. У них больше шансов спиться.
Большинство перцептивных ожиданий складываются в раннем детстве. Ребенок понимает, что огонь может обжечь, а иголка — уколоть.
Поэтому в подавляющем большинстве случаев перцептивные ожидания работают правильно и приносят пользу.
Мы же поговорим о тех ситуациях, где можно попасть в ловушку.
Такие разные ощущения
Совет массажисту:
не следует массировать участки тела,
поврежденные в результате
предыдущего массажа.
Начнем с такого интересного явления, как боль при массаже. В норме массаж должен быть приятным и расслабляющим.
Но, например, после тяжелой тренировки мышцы могут быть перенапряжены, поэтому возникает боль. Это нормальная боль, которая скоро проходит.
Но иногда может возникнуть ситуация, которая получила название «ловушка массажиста». Если пациент относится к массажу как к болезненной процедуре, то он ждет боли, и мышцы перед массажем инстинктивно напрягаются. И массаж уже будет болезненным для пациента. Даже легкое усилие рук массажиста может причинить боль. Массажист будет стараться сбить это напряжение сильным давлением, а пациент от боли будет еще сильнее напрягаться.
В результате борьбы сильного массажиста и напуганного пациента последний уходит с синяками по всему телу.
Появился даже миф о том, что «полезный массаж должен быть болезненным». Это неверно. Боль — это универсальный сигнал о неблагополучии.
Если массажист добросовестно относится к своей работе, то сперва нужно максимально расслабить пациента, чтобы сформировать другие перцептивные ожидания. Сначала необходимо дать понять телу пациента, что массаж дает только положительные ощущения. После этого пациент расслабляется, и его тело может спокойно перенести намного более глубокий и интенсивный массаж.
Поэтому боль во время массажа — это может быть не только объективная боль от проблемных мест, а еще и боль как следствие перцептивных ожиданий.
Смотрите, что получается:
- Человек считает, что массаж должен быть болезненным.
- В результате во время массажа тело напрягается.
- Массаж реально становится болезненным.
Неверные перцептивные ожидания стали ловушкой.
Теперь перейдем к более сложным ситуациям — перцептивным ожиданиям от людей.
Если человек получил негативный опыт общения с людьми определенного вида, то дальше все похожие люди начинают казаться опасными. Так формируются негативные стереотипы о рыжих, о левшах, о людях определенной национальности и т. д.
Этой ловушке подвержены даже психологи, которых предупреждают об ошибке перцептивных ожиданий.
В одном эксперименте психотерапевтам показали фильм, в котором некоторый человек отвечает на вопросы. Одной группе сказали, что это обычный человек, который устраивается на работу. Другой группе сказали, что он психически больной.
Несмотря на то, что это были психотерапевты, то есть теоретически «знатоки человеческих душ», первая группа сочла, что данный человек открыт и приятен. Вторая группа решила, что человек явно скрытный и проблемный.
Таких экспериментов на перцептивные ожидания было проведено множество. У всех был печальный результат: человека очень легко сбить с толку, если заранее что-то рассказать про человека, с которым он будет общаться.
Именно поэтому в медицине был сформирован так называемый «двойной слепой метод» тестирования. Согласно этому методу, не только пациент не знает, что на нем проверяется, но и лаборант, который проводит тестирование, этого тоже не знает. То есть лаборант дает человеку X средство Y, а кто такой X и что такое Y знают только организаторы эксперимента.
Как же не попасть в ловушку перцептивных ожиданий?
Свежий взгляд
— У вас сидячая работа?
— Как вам сказать…
Я работаю жокеем.
Как показывают исследования, люди регулярно попадают в ловушку неверных перцептивных ожиданий, но не замечают этого.
Например, в экспериментах по дегустации напитков испытуемые обычно выбирают некоторый бренд. Если скрыть все сведения о напитке, то те же самые испытуемые нередко выбирают совсем другую марку.
Иногда доходит до смешного. Весной 2000 года один компьютерный журнал провел двойное слепое тестирование треков MP3 и CD с участием полутора десятков аудиофилов. Все испытуемые не смогли отличить треки со сжатием 256 Кбит/с от несжатого формата. То есть качество звука MP3 (256) и CD оказалось абсолютно идентичным. Результаты этого эксперимента часто обсуждаются на форумах аудиофилов. И всегда там находятся люди, которые говорят, что вот они-то легко отличают сжатый звук от несжатого.
Чтобы перцептивные ожидания вас не подвели, лучше придерживаться следующего правила. Если вам предстоит встреча с чем-либо новым, то говорите себе:
Я забываю все, что знал до этого, и максимально
прислушиваюсь к своим реальным ощущениям.
Если результат выбора важен для вас, например, вы покупаете дорогую аудиоаппаратуру, то проведите слепой эксперимент: послушайте звук, не зная, какой именно бренд сейчас звучит.
Слушайте себя,
а не свои ожидания.
Если хотите узнать секрет работы интеллекта, рекомендую прочитать мини-книгу «Самое важное о вашем интеллекте».
Получите книгу бесплатно на этой странице: https://sheremetev.aoserver.ru/?r=ac&id=8487&lg=ru