Выбор программы MBA сложен, он предполагает анализ большого объема информации. Можно избежать этих усилий, положившись на мнение кого-то из коллег или друзей, однако этот путь не представляется верным. Серьезные выборы в жизни (а бизнес-образование - серьезный выбор!) мы делаем, как правило, сами. Так же как не выбираем жену/ мужа по рекомендациям. Предлагаем следующий алгоритм выбора бизнес-школы.
1. Определите для себя цель получения бизнес-образования и направление обучения (менеджмент, маркетинг, финансы и другие специализации МВА )
2. Определитесь со списком потенциальных бизнес-школ
3. Соберите информацию по отобранных бизнес-школам и проанализируйте ее
♦ Содержание программы
Содержание программы - главный параметр. Хотя очевидно, что многим поступающим непросто разобраться в плюсах и минусах программы, не поленитесь, скачайте и изучите учебный план. Посмотрите, все ли интересные и нужные для вас дисциплины отражены в нём. Если есть сомнения или вопросы, позвоните в бизнес-школу и поговорите с директором программы (в некоторых бизнес-школах роль контактных лиц выполняют сотрудники отдела маркетинга, они глубоко программу не знают).
На этом этапе попросите демо-доступ к личному кабинету. Таким образом, к моменту посещения бизнес-школы вы будете предварительно подготовлены, что позволит вести дальше более осмысленный и серьезный разговор. Остальные вопросы - см. в разделе "Визит в бизнес-школу".
♦ Аккредитация программы/ бизнес-школы
Наличие серьезной аккредитации у программы МВА - один из важнейших показателей ее качества , демонстрирующий отношение бизнес-школы к процессу обучения. Аккредитация означает, что содержание программы, организация обучения и другие бизнес-процессы в школе, соответствуют стандартам аккредитующих ассоциаций.
Влиятельных международных аккредитующих ассоциаций три: AMBA, AACSB, EFMD - подробнее о международных аккредитациях . Существует и национальная аккредитация НАСДОБР . Аккредитационные свидетельства всех прочих ассоциаций (их в мире очень много) в рамочках на стенах пусть не очень вас обольщают.
Действующее российское законодательство не требует аккредитации для программ МВА, но ответственные бизнес-школы получают ее по своей инициативе, стремясь к привести учебный процесс к отработанным в мире стандартам качества МВА. Однако отсутствие аккредитации автоматически не означает ее плохого качества, тут важно понять причины ее отсутствия.
♦ Результаты опросов выпускников
Хорошим источником информации являются опросы выпускников МВА, которые ежегодно проводит наш портал. В них выпускники дают оценку следующим составляющим учебного процесса:
- содержание программы
- профессорско-преподавательский состав
- практическая применимость знаний
- степень использования активных форм обучения (деловые игры, бизнес-симуляции и т.д.)
- уровень онлайн-поддержки обучения
- сложность обучения
Подробнее - оценка параметров учебного процесса выпускниками
♦ Рейтинг бизнес-школ
Независимый национальный российский рейтинг - Народный рейтинг бизнес-школ , составляемый нашим порталом MBA.SU . В нем принимают участие только бизнес-школы, уверенные в своем качестве, поскольку он основан исключительно на оценках выпускников, а они могут отличаться от официальной, рекламной информации.
♦ Преподаватели
Наверняка к моменту выбора вы уже посмотрели различные видео выступлений разных бизнес-тренеров, за короткое время дающих ответы на сложнейшие вопросы. Заранее настройтесь, что на занятиях "шоу" не будет, равно как и не будет раздачи рецептов, как за короткое время добиться успеха. Преподаватели бизнес-школ совместно со слушателями систематически прорабатывают все бизнес-направления, добиваясь у слушателей полного усвоения материала и крепких навыков. Но над душой никто стоять не будет, ответственность за результат обучения лежит исключительно на слушателе.
Если школа презентует титулованных преподавателей и известных практиков, уточняйте, кто именно из конкретно будет вести занятия у вас на программе. Яркие выступления преподавателей на конференциях, семинарах и мастер-классах, их проблемные публикации, интересные вебинары - все это значительно повышает их узнаваемость и увеличивает желание учиться именно у того или иного специалиста. Будете ли учиться у него вы, вопрос открытый. Насторожитесь, если будете получать уклончивые ответы.
♦ Число выпускников
Число выпускников показывает не только степень популярности бизнес-школы, являющейся результатом ее работы по постоянному улучшению качества программ, подбора преподавателей, организации процесса обучения (стажировок, деловых игр, проектов, обратной связи и др.). Данные по числу выпускников 2017-2018 гг. можно посмотреть здесь. Это, помимо прочего, показатель того, удается ли бизнес-школе обеспечить должную наполняемость группы и ее качественный состав.
♦ Рекомендации
Мы не представляем себе вдумчивого менеджера, который, безропотно поступает в бизнес-школу, лишь потому, что ее ему порекомендовал сослуживец или приятель. Это дело очень индивидуальное, ему могла понравиться программа, вам - нет. Состав группы разнится от набора к набору, преподаватели приходят и уходят и т.д. Поэтому рекомендации, к сожалению, не гарантируют истины. Лучший путь - разбираться самостоятельно. И, конечно, высокие цифры рекомендаций, которые обычно демонстрирует бизнес-школы, к сожалению, мало о чем говорят (кто кому и почему рекомендовал неизвестно), к тому же эта информация внутренняя, т.е. непроверяема.
4. Визит в бизнес-школу
Это не должен быть формальный осмотр интерьеров, дипломов и сертификатов в рамочках на стенах и выслушивание менеджеров, уверенно сыплющих заученной информацией про форматы и цены. Вот перечень вопросов, которые, как минимум стоит задать, чтобы уяснить, стоит ли приходить на обучение:
- что включает учебный план программы (посмотреть)?
- что представляет собой раздаточный материал по базовым курсам (посмотреть)?
- что представляет собой раздаточный по курсам специализации (посмотреть)?
- как организована онлайн-поддержка обучения?
- можно ли получить демо-доступ к личному кабинету?
- какова доли очных и внеаудиторных занятий и каким образом интегрированы между собой дистанционные и очные занятия?
- как организованы посещение компаний (частота, перечень компаний-партнеров) и зарубежные стажировки (принимающая сторона, дополнительные расходы)?
- что представляет собой междисциплинарный проект (посмотреть пример)?
- что представляет собой выпускной аттестационный проект (посмотреть пример)?
- каков состав формирующейся группы (посмотреть список подавших заявление - должности/ компании)?
Бесполезно задавать - в силу очевидности ответа - вопросы типа:
- ваш диплом котируется работодателями (российскими/ зарубежными)?
- можно ли рассчитывать на занятие более высокой позиции после окончания?
- помогает ли бизнес-школа с трудоустройством?
Многие бизнес-школы для поднятия своей значимости, предлагают поступающим экзамен или мотивировочное эссе. Большого значения это не имеет, т.к. чтобы определить уровень поступающего не по формальным признакам, собеседующий должен сам быть опытным и высокопрофессиональным менеджером-практиком.
5. Окончательный выбор
Возможно, вам придется посетить не одну бизнес-школу. Если вас удовлетворила полученная информация и ответы менеджеров бизнес-школы, уровень продемонстрированного материала, делайте выбор.
Читайте по теме: