- В Удмуртии кряшены проживают на территории Граховского, Кизнерского и Алнашского районов. «Столицей удмуртских кряшен» считается деревня Порым в Граховском районе. Именно там началось этнокультурное возрождение кряшен республики.
- Кряшен подразделяют на пять групп: заказанские, чистопольские, кряшены Нижнего Прикамья, молькеевские и нагайбаки. Последние приобрели статус коренного малочисленного народа. Кряшены Удмуртии относятся к елабужской подгруппе кряшен Нижнего Прикамья.
- По данным переписи 2002 года, численность кряшен в соседней Удмуртии составляет 650 человек.
- С образованием Вотской автономной области в 1920 году девять селений, в которых, по данным 1887 года, жили кряшены – Еманчур-Мукшур, Порым, Гараньино, Тыловай Крещеный, Шарберда, Рождественское, Паново, Ямушан-Ключи и Балдейка, вошли в состав Удмуртии.
- 19 марта 2000 года в деревне Порым Граховского района открылся центр кряшенской культуры «Туганай». Там функционируют три кряшенских коллектива художественной самодеятельности, в том числе детский.
- У кряшен Удмуртии, как и у всех, самым большим праздником считается Пасха. А вот престольные праздники у каждой деревни были свои, на них съезжались кряшены со всей округи. Так, на летний и осенний дни Казанской Божьей матери кряшены деревни Порым приглашали гостей из соседних деревень, гуляли дружно, какая бы ни была погода. В Петров день ходили в Тыловай, а в Троицу – в Старое Гришкино (кряшенская деревня на территории Татарстана, в 20 километрах от Порыма). Рождество и Крещение отмечали без званых гостей, в кругу родственников. Одним из любимых современных праздников, особенно у молодёжи, является Новый год.
- В кряшенских деревнях сохраняются древние религиозные памятники – чачауники (часовни). Например, в деревне Порым их три – у родника и на двух улицах. Раньше их было пять: одна на выезде из деревни в сторону Елабуги (в южной части деревни), вторая у складов (на западе), третья – в северном конце деревни, четвёртая- у родника в восточной части деревни и пятая – в центре деревни.
- Удмуртские кряшены имеют некоторые сходства в еде с коренными жителями республики – удмуртами. Например, кряшены пекут шишару - маленькие хлебные шарики. Удмурты их называют шекера.
- Интересно, что кряшены Удмуртии привычный для кряшен Татарстана кыстыбый (в некоторых районах күзикмәк) – лепешка с начинкой из картофельного пюре или молочной каши – называют балтаса. Удмурты такое лакомство называют пунтьмам.
- В одежде кряшен наблюдаются некоторые сходства с удмуртами. Так, кряшены через плечо надевается муйтумар – полоса холста с нашитыми в четыре ряда монетами Он напоминает удмуртский бутьмар, но заметно шире. А вот головное украшение с монетами – мангай тенке – однотипно с удмуртским йыркерттэт.
- У кряшен есть цикл свадебного обряда, который называется зерешу. Со стороны жениха ставили самогон. Приглашали родственников, «пропивали девушку». У удмуртов такой цикл называется ярашон.
- Похоронно-поминальный обряд кряшен имеет много параллелей с удмуртским. Пожилые люди посмертную одежду себе готовят заранее. Усопших обычно обмывают и одевают представители того же пола, что и умерший; воду, оставшуюся после обмывания, выливают в такое место, где люди не ходят. Узнав о покойнике, в дом собираются бабушки и до выноса тела читают псалтырь с начала до конца. Хоронят на третий день.
- Погребение происходит так же, как у удмуртов и русских. На поминках после похорон за стол первыми сажают мужчин, потом – женщин. После этого поминки устраивают ещё на девятый и сороковой дни после смерти, через год и три года. На девятый день поминки проходят в узком семейном кругу. В дни других поминок в доме, как и в день похорон, собираются бабушки и до прихода приглашённых в течение нескольких часов читают молитвы, поэтому сначала угощают их, а затем приглашают за стол мужчин.
По материалам статьи Г.А.Никитиной «Кряшены Удмуртии: Этнокультурный портрет»