Гостья нашего подкаста «Урбанизм», Сабина Чагина напомнила историю как граффитисты «заставили» обратить внимание властей и общественности на погибающий памятник архитектуры — дом с атлантами на Солянке.
Доходный дом купцов Расторгуевых на Солянке, известный как Дом с атлантами, был построен и спроектирован в 1882 году архитектором В. Н. Карнеевым. В 1909 году наследники А.Д. Расторгуева продали дом статскому советнику П.И. Харитоненко, владельцу сахарных заводов.
Успешное ведение дел позволило ему стать одним из самых состоятельных людей в России начала ХХ века. Помимо ведения успешного бизнеса, П.И. Харитоненко коллекционировал иконы и западноевропейскую живопись.
Верхние этажи дома в 1914 г. сдавались в аренду Эденбергу, Рябушинскому и семье Ляпуновых, квартира которых состояла из 14 комнат. Семья Ляпуновых занималась строительством железных дорог и коллекционировала картины. В их коллекции было только около 30 работ Левитана. Собрание картин после революции было передано в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей.
В 1927 году первые этажи были переданы учреждениям здравоохранения, позднее — Академии медицинских наук СССР, а сам дом стал коммуналкой. В 70-х дом занял исследовательский институт рентгенологии.
В 2004 году дом получил статус выявленного памятника. В начале 2010-х дом находился в плачевном состоянии — его стены обросли многочисленными граффити, окна были выбиты, а внутри было много мусора. Среди множества граффити можно найти действительно интересные вещи, например, ироничную надпись «объект охраняется». Тэги и граффити, которыми был расписан весь дом привлекли внимание неравнодушных к истории и архитектуре людей.
В 2018-м, когда у памятника архитектуры появился новый собственник, дом начали реставрировать, и на результаты работ можно посмотреть через специальные стеклянные витрины. После реставрации дом станет жилым комплексом клубного типа.
На примере этого дома мы можем убедиться в том, как сильно субкультуры и сообщества горожан могут влиять на город и окружающую нас среду. Принято считать, что граффитисты — скорее деструктивное явление, но именно их «вандализм» привлек внимание общественности, властей и девелоперов.
Наслаждайтесь историческим наследием и передвигайтесь по городу быстро и удобно вместе с Uber.
Еще больше о граффитистах, стрит-арте и городских сообществах в нашем подкасте с Сабиной Чагиной: почему уличное искусство выставляется в музеях, а не на улице? Чем граффити отличается от вандализма? Какие отношения у мэрии и муниципалитетов с художниками — где заказ, а где искусство?