ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ (ФАЛЬШИВАЯ БЛИЗОСТЬ) – двойственные (одни – на виду, другие, скрытые – на деле) коммуникции, которые
стереотипно повторяются и четко прогнозируют ВЫИГРЫШ (психологическая игра – всегда фальшь, обман, ловушка). Скрытые коммуникации ЗДЕСЬ ВСЕГДА НА НЕОСОЗНАННОМ УРОВНЕ (т.е. на подсознании, которое никогда не осознавалось).
Психологический смысл таких игр – уклониться от ситуационных трудностей. ВЫИГРЫШ – полученное от другой (обманутой) личности игроком ОПРЕДЕЛЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, к которому игрок стремится. Эти состояния далеко не всегда приятны, но любимы, до извращения, до садомазохизма, а игрок их коллекционирует. «Любимость» зависит от позиции, которую выбрала себе личность в ранний период родительского программирования (Я+Ты+Они-; Я-Ты+Они+; Я+,ТЫ+Они- и т.п. - см. работы Эрика Берна). Психологических игр не бесконечно много, их вариантов ограниченное количество, хотя эти варианты разнообразятся своими культурными формами – но сущность,
алгоритм, правила игры одни и те же.
Например, игра в «загнанную домохозяйку» в условиях жены нового русского олигарха, колхозницы периода Застоя или одной из гаремных
жен мусульманского господина выглядят внешне различно из-за различных моральных ценностей, но правила едины: «Я+», «Ты-», «Они-» - родительское программирование; далее – загрузка на этой основе избыточным, необязательным и бессмысленным, никому не нужным
трудом. «Домохозяйка» штопает одни и те же носки, хотя спокойно может приобрести новые; моет по нескольку раз в день полы после каждого проходящего, перетирает драгоценности, подрезает розам колючки – и т.п. – лишь бы создать видимость сверхнагруженности и неблагодарного титанического труда. Причем, не для того, чтобы получить похвалу, а для
того, чтобы упиться своими любимыми эмоциональными переживаниями – «повседневными муками героини, отдающей себя в жертву» - позиция «святого мученика». Такую же роль имеет и «очень хорошая мать» - распространеннейшая игра русских матерей-одиночек (позиция – «Я+», «Ты-», «Они-»). Это может быть изначально одинокая (родившая «для
себя»), разведенная (что не удивительно), вдова и неформально одинокая – жена при живом муже, которого как бы не существует (муж-пьяница, муж-«ничтожество», больной и пр.). «Очень хорошая мать» на деле ничего не делает для того, чтобы ее ребенку было лучше. Ее культ ребенка – создавать невыносимую невротическую обстановку, ее абсолютная истина: «Но ведь я же волнуюсь!» Подмена любви садо-мазохизмом приводит к тому, что ребенок начинает не выносить ее общество, но из-за слабой воли ему становится ее жалко, и он идет на уступки ее ухищрениям. Он принимает таблетки (причем, все более «успокаивающие»), которые прописывают по просьбе матери не разобравшиеся в сути врачи, он лечится в психиатрической больнице по настоянию матери – не являясь при этом больным, а лишь агрессивно реагируя на истерики «заботливой» мамаши. Многие начинают после таких лечений подсаживаться не только на успокаивающие средства, но и на наркотики и прочие «колеса» (сильнодействующие, с различными побочными эффектами), становясь наркоманами и токсикоманами от выработанной лекарственной зависимости (кстати, когда
психотропные средства принимаются без показаний, эта зависимость происходит быстрей и протекает тяжелее, потому что у здорового человека нет «мишени», куда лекарства должны направлять свои лечебные силы). Многие дети таких родителей и действительно в
дальнейшем заболевают от безысходности, многие – спиваются, заслоняясь алкогольным опьянением от докучной родительницы, многие убегают из дома и даже сводят счеты с жизнью – своей или (и) этой «очень хорошей мамочки». Другим удается удрать куда-нибудь подальше, но они начинают переносить свою ненависть к матери на жен и любовниц,
вымещая таким образом на них свое чувство несправедливости.
Как бы противоположна с виду игра «Мой ребенок лучше всех». Здесь позиции – «Я+», «Ты+», «Они-». Обычно в эту игру играет мать. Зачастую к ней присоединяются бабушки и отец ребенка. Игроками являются типичные неудачники, которые в жизни не добились ничего, посредственно учились и посредственно работали или не работали вообще. Смыслом жизни как замена (субституция) собственных виртуальных побед становится культ ребенка. Его возможности преувеличивают, заставляют учиться лучше всех. Загружают дополнительными занятиями английским, музыкой, модными танцами и спортом. Естественно, он этого не выдерживает. Начинаются нервные срывы, скандалы с учителями (которые не понимают «слишком большого таланта»), зависть к другим успевающим ученикам. Ребенок мнит себя выше всех, становится невыносим в обществе, неприятен посторонним.
продолжение читаем здесь
- Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.