Здравствуйте, дорогие читатели!
Творческие люди особенные. Весна. Солнце. Пробуждение природы. Они на "своей волне". Клубы, салоны, встречи- это их объединения. Здесь их представляют, критикуют, дают или нет литературную "путёвку в жизнь". Они горячо спорят и в спорах рождается истина.
Женщине на рубеже веков было не просто утвердиться в мире мужчин, поэзия не исключение. В 2009 г. журнал "Аполлон", который объединил вокруг себя "поэтов-символистов" Серебряного века, отметил 100-летний юбилей. С 1909 по 1917 гг. - краткий, но яркий период деятельности журнала и его главного редактора Сергея Константиновича Маковского (сына известного художника).
Журнал стал тем ядром, вокруг которого вращалась жизнь многих поэтов. Здесь печатались: Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв, Михаил Кузмин, Алексей Толстой, Иннокентий Анненский и другие.
Елизавете Ивановне Дмитриевой в печати отказали. Неизвестная учительница русской словесности, хотя: пишет стихи, переводит испанскую поэзию, посещает вечера на "Башне" у Вячеслава Иванова, где знакомится с Максимилианом Волошиным. Об этой женщине и пойдёт дальше речь.
Петербург 1877 года. В семье учителя родилась дочь Лиза. Отец страдал чахоткой и рано умер. Детство Лизы радостным не назовёшь. Чахотка стала виновницей и её бед. С 7 до 16 лет прикована к постели. Хромота напоминала о болезни всю жизнь.
Целеустремлённость- важная черта её характера. И вот: золотая медаль по окончании гимназии. Она поступает в педагогический институт на факультет истории и французской литературы, посещает лекции по испанской литературе в университете , учится в Сорбонне.
Кстати, во время учебы в Париже познакомилась с Николаем Гумилевым и Йоханнесом Фердинандом фон Гюнтером, которые сыграли важную роль в её судьбе. Об этом в другой статье как-нибудь. Каждый поэт мечтает прославиться, получить признание и Елизавета не исключение. Что делать, когда тебя не печатают.
Люди творческие с фантазией нашли выход из ситуации. Влюблённая в Волошина Лиза в 1909 году приезжает к нему. Многие поэты и писатели гостили в Крыму в Коктебеле. Дом Волошина открыт для друзей. Там у Лизы родилась идея литературной мистификации, перевоплощения. Максимилиан помог идею воплотить в жизнь.
Появился образ таинственной иностранки, загадочной красавицы Черубины де Габриак. Этот псевдоним принёс ей славу, но это было позже. Пока редактор журнала "Аполлон" Сергей Маковский получает письмо. Оно написано изящным почерком без обратного адреса.
От бумаги исходит аромат духов незнакомки, между страницами вложены засушенные листочки растений, завуалированный рассказ о себе и стихи. Во 2 номере журнала за 1909 год они были опубликованы на суд публике. Так начинается жизнь "подкидыша" в поэзии на страницах журнала. Максимилиан Волошин написал статью "Гороскоп Черубины де Габриак ".
Гороскоп новой героини Волошин начинает с легенды:
когда рождается принцесса, то прилетают феи.
Каждая кладёт в колыбель свои дары- пожелания.
Начинающий поэт- новорожденный, а критики- феи, чаще злые. Что скажет критик, тому и поверят. Что процитируют, то и запомнят. В этом деле важны осторожность и бережное отношение к поэту. "Подкидыш в русской поэзии"- так представил нового автора Волошин. Читая гороскоп Черубины де Габриак, выделяются слова, описывающие черты её характера:
обаятельная, страстная, трагическая, красивая, роковая, великодушная, приветливая, замкнутая, гордая. Описание внешности дается штрихами: бледное лицо, особый блеск глаз, среднего роста, стройна и гибка, волосы тёмные с рыжеватым оттенком, властная, капризная, может совершить неожиданный поступок.
Показывает глубокие внутренние переживания: "и вновь одна в степях чужбины, и нет подобных мне вокруг". Иногда реальность видится как сон. Светская девушка, лицо скрыто под маской иронии:
Темно-лиловые фиалки
Мне каждый день приносишь ты;
О, как они наивно -жалкие
Твоей влюблённости цветы
........
Моих духов старинным ядом
Так сладко опьянился ты,
Но я одним усталым взглядом
Гублю ненужные цветы.
Фея-критик должна оценить новорожденного поэта и положить ему в колыбель- Славу.
Этот гороскоп предвосхитил знакомство с лирикой загадочной неизвестной поэтессы. В альманахе далее ( а в журнале 202 страницы) напечатан первый цикл стихов " Золотая ветвь". Начинается он с " Моему учителю", как благодарность и признание в любви.
Моя любовь твоей мечте близка
Во всех путях, во всех её касаниях,
Твоя печаль моей любви легка,
Твоя печаль в моих воспоминаниях
("Моему учителю")
Эти руки, как гибкие грозди,
Все сияют в камнях дорогих.
Но оставили острые гвозди
Чуть заметные знаки на них.
Замкнули дверь в мою обитель
Навек утерянным ключом;
И Черный Ангел ,мой хранитель,
Стоит с пылающим мечом.
Но блеск венца и пурпур трона
Не увидать моей тоске,
И на девической руке-
Ненужный перстень Саломона.
("Твои руки")
Стихи публика и поэты оценили по достоинству. Редактор влюблён в красавицу и хочет с ней познакомиться. Михаил Кузмин , узнав о тайне Елизаветы, все рассказывает Маковскому. Тайное стало явным: позор. Скандал в литературном мире затмил впечатления от стихов.
Душевные переживания поэтессы не сможет описать никто. Готова ли она была к такой развязке? Возможно, но, видимо, надеялась, что не так скоро. Три месяца триумфа. И все.
Она рассталась с Волошиным, оставила литературу, вышла в 1911 году замуж, сменила фамилию. Её супруг, инженер-мелиоратор, Всеволод Николаевич Васильев получил назначение в Туркестан и она уехала с ним. Она увлеклась "наукой о духе"- антропософией.
Изучала методы саморазвития, духовного познания. Выполняя поручения общества, посетила Германию, Швейцарию, Грузию,Финляндию. В 1915 году появилась "другая" Елизавета. Она вернулась к поэзии. Духовность образов, чувство ритма важны для неё. Она тоскует по Петербургу, пишет стихи о любви к Родине.
В 1921 году последовал арест. Выслана из Петрограда в Екатеринодар. Почему? Как она говорила сама: "потому, что мы дворяне". Там она познакомилась с С. Маршаком. Это еще один этап в ее творчестве. Ее увлекла детская литература.
Вернувшись в Петроград через год, она работает в театре юного зрителя, затем в библиотеке Академии наук. Через пять лет новое потрясение- репрессии : обыск, изъятие книг и архива. На три года сослана в Ташкент, где через год умирает от рака печени.
Там в 1927 году появилась ещё одна мистификация. Она пишет цикл семистиший "Домик под грушевым деревом" от имени "философа Ли Сян Цзы". Его сослали на чужбину за Веру духа человека. Такой яркой и насыщенной оказалась жизнь Елизаветы.
Она вместила в себя три разных человека. Завершился жизненный путь "поэтессы будущего"- Елизаветы Ивановны Васильевой-Дмитриевой, Черубины де Габриак, Ли Сян Цзы.
Меня зацепила судьба этой женщины и захотелось написать о ней. Это моё видение. Вы можете высказать свою точку зрения в комментариях. Это приветствуется.