На фоне политического кризиса в Молдове обострился вопрос массовой вакцинации. При высоком уровне заболеваемости в стране не хватает вакцин. При этом большинство населения доверяет российскому «Спутнику V », о поставках которого недавно договорился бывший президент республики Игорь Додон. Как к вопросу вакцинации подошла действующий президент Майя Санду и что это означает для Молдовы, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал политолог, доктор философии, член Совета гражданского общества при президенте Молдовы Борис Шаповалов.
– Борис Андреевич, действующий и бывший президенты Молдавии – Майя Санду и Игорь Додон – вступили в борьбу за вакцину «Спутник V», и каждый по своим каналам пытается получить его у России. Что это, отчаянная попытка политиков предотвратить распространение пандемии в стране или заработать политические очки на предстоящих выборах?
– В республике очень сложная ситуация с коронавирусом. Ежедневно заражается очень большое количество людей, где-то 1200-1500 человек. Это вызывает беспокойство как у населения, так и руководства республики. Поэтому, учитывая, что между сегодняшней молдавской властью и парламентом есть разногласия, каждый из них пытается перетянуть одеяло на себя. Этого отрицать нельзя.
Дело в том, что по международной программе Молдова должна получить вакцину. Это все заслуга, конечно же, предыдущего правительства Иона Кику и тогдашнего президента, потому что все заявки, все бумаги, все просьбы оформлялись еще летом и осенью прошлого года. Поэтому Майя Санду в целях собственной популярности пытается весь этот процесс подстроить под себя. Делается это ею в пропагандистских целях. Узнав о том, что Игорь Додон и Зинаида Гречаная, имеющие хорошие отношения с Москвой, ведут переговоры по поставкам российской вакцины Спутник, Санду пригласила российского посла и выразила просьбу о том, чтобы Кремль помог Молдове с вакциной «Спутник V».
Она сделала это на месяц позже официального обращения председателя парламента Зинаиды Гречаной лично президенту Путину, и это попытка перехватить инициативу и приписать лавры себе, а не тем, кто непосредственно этим занимался и кого это действительно заботит.
Поездка Додона в Москву говорит о том, кто к кому как относится. Потому что в администрации президента Додону пообещали 500 тыс. доз вакцины «Спутник V» за деньги и 180 тыс. доз вакцины, в том числе 60 000 для приднестровского региона, в качестве гуманитарной помощи. Это приблизительно 700 000. Гречаная с Додоном очень активно общались и с китайским послом, и пошла информация о том, что китайское правительство тоже окажет помощь Молдове. Фактически, на сегодняшний момент эти вопросы решаются непосредственно парламентом и Додоном как руководителем одной из самых крупных политических партий Молдовы.
– С одной стороны, Санду просит «Спутник V», а с другой продолжает гнуть антироссийскую линию, делает антироссийские заявления…
– Она просто выполняет заявку посла США, ЕС. Санду и ее команда полностью находятся под внешним управлением. Все руководство ее политической партии является выходцами из различных организаций и НПО, которые финансируются европейскими, американскими и румынскими структурами и службами. Она очень озабочена сотрудничеством с НАТО, пытается подмять под себя министерство обороны, говорит о модернизации молдавской армии.
В то же время, говорит о том, что у Молдовы очень сложные взаимоотношения с Российской Федерацией, в регионе очень напряженная обстановка. Но, тем не менее, первые визиты она совершила на Украину, в Брюссель, Париж.
Санду за три месяца спокойно могла бы слетать в Москву, встретиться с президентом Владимиром Путиным, если бы действительно была так озабочена здоровьем молдавских граждан. Дело в том, что она не собирается ничего этого делать, потому что у нее совершенно другие задачи и цели.
– По линии COVAX в начале марта Молдова получила 14,4 тыс. доз препарата AstraZeneca, а это очень мало. Не оправдались и надежды молдавских властей на западные вакцины, в частности, компаний Pfizer и Moderna. Почему Запад не помогает прозападной Майе Санду?
– Эти компании заявили, что не будут помогать Молдове в этом году, поскольку нет заявок на 2021 г. Возможно, они вернутся к этому разговору в 2022 г. Поэтому поставки Moderna, Pfizer в этом году нам сильно не грозят. Вся надежда на российскую и китайскую вакцину.
То, что делают Гречаная и Додон, соответствует тем естественным нуждам, которые в плане здравоохранения нужно решать. К сожалению, президент за 100 дней своего правления этими проблемами и вопросами не занималась: она пыталась отстранить парламент от власти, организовать досрочные выборы. То чрезвычайное положение, которое было объявлено, – один из элементов противодействия ее агрессивной политике в адрес молдавского парламента. Сегодня не только представители левых, но и многие депутаты-правые заняли выжидательную позицию по отношению к Санду, потому что она очень рано после президентских выборов проявила свою самостоятельность, показав, что теперь ей союзники не нужны. Это, естественно, вызвало недоумение и раздражение со стороны ее партнеров по правому лагерю. Поэтому на сегодняшний день она находится в очень сложной позиции, куда сама себя и загнала.
– Согласно мартовскому опросу компании IMAS, российской вакцине «Спутник V» доверяют 31% респондентов, Pfizer – 10%, AstraZeneca – 8%. Правда, при этом 42% опрошенных не доверяют вакцинам в целом. По Вашим оценкам, каково отношение к вакцинам в молдавском обществе?
– Я на опросы не очень-то обращаю внимания. Даже румынский президент передал Молдове 100 тыс. доз вакцины AstraZeneca. Дело в том, что они передали нам эти вакцины в качестве дара, а сами у себя использовать ее отказались. На этот дар очень сложно посмотреть с объективной точки зрения. Румыны действительно подарили Молдове эту вакцину в благих целях, или избавились от нее, потому что не хотят сами ее использовать? В Европе 12, по-моему, стран отказались использовать эту вакцину. Ее качество вызывает определенные сомнения, потому что я знаю из разговоров со своими близкими, знакомыми, врачами, которые тоже прошли вакцинацию: реакция у них совершенно разная, чем Pfizer, Moderna или «Спутник V».
Большинство населения ждет российскую вакцину. В моем трудовом коллективе 11 человек вакцинируются AstraZeneca. Около 100 человек сказало, что будут ждать российский «Спутник V». Вот вам социологические вопросы приводят цифры порядка 40% доверия к российской вакцине, а вот вам пример моего коллектива. Все прекрасно смотрят телевидение, все СМИ говорят о том, что «Спутник V» впереди всех. Франция и Германия просят эту вакцину.
Если Италия начинает производить российскую вакцину у себя, все это говорит о том, что страны Европы не считаются с мнением руководства Евросоюза, которое занимает непонятную позицию.
Хотя в принципе, позиция понятная – антироссийская. Идет такая геополитическая игра. Они думают о безопасности своих граждан, поэтому идут на прямые контакты с Россией.
– Санду и Додон борются друг с другом за контроль над парламентом, где у первой меньшинство депутатов, а у второго, наоборот, большинство. Санду нужны досрочные выборы, а Додон противится этому сценарию. Какова вероятность проведения в этом году досрочных парламентских выборов?
– Вполне реально, что выборы состоятся осенью. Но позиция Додона, позиция социалистов заключается в том, что сначала надо решить проблему вакцинации населения, а потом возвращаться к вопросу о выборах. А не так, как Санду, которая сначала хочет разогнать парламент, организовать досрочные выборы во время этой пандемии. Это все вообще может очень разрушительно повлиять на экономическую и социальную сферу, вызвать волнения. Не знаю, является ли это ее реальной настоящей целью. Жизнь и время покажут, чего она действительно хочет.