Клеверная организация — это компания, обладающая организационной структурой и компетенциями, с помощью которых она способна системно управлять своим интеллектуальным капиталом и нематериальными активами, расти и развиваться по принципам новой предпринимательской культуры, создавать новые знания и зарабатывать на них, т.е. вести инновационную деятельность.
«Clever» от англ. означает смышленый, самообучающийся и развивающийся. Отсылка к клеверу как покровному растению стремится ассоциативно раскрыть экологичность и позитивные отношения между всеми участниками экосистемы, на которой организована клеверная система: владельцами, управленцами, сотрудниками, клиентами, партнерами и внешним контекстом - городом, регионом, страной, миром.
Примечание 1. Интеллектуальный капитал состоит из человеческого капитала, организационного капитала и отношенческого капитала.
Примечание 2. Клеверной может быть как компания, так и целая территория — город, регион, страна.
Основное отличие таких организаций в принципах управления людьми и создаваемыми ими ценностями — через капитализацию нематериальных активов и равномерном распределении получаемых выгод между всеми участниками создания ценности.
В клеверных организациях отношения с сотрудниками, клиентами, партнёрами и поставщиками; знания, компетенции, бренды и лучшие практики, ноу-хау упорядочены, систематизированы и формализованы — поставлены на баланс управляющей организации в качестве нематериальных активов (НМА). НМА компании или организации — основной инструмент капитализации клеверной компании.
Чтобы эффективно управлять такой оргсистемой, необходимы новые нормы взаимодействия участников экосистемы с учетом отношений и связей как в информационно-техническом, так и в когнитивном поле - в рамках действующих организационных, бизнес- и производственных процессов.
Также нужен непрерывный и специфичный контроль функций на предмет их зрелости. Он осуществляется из третьей, наблюдательной позиции, встроенной разными способами в корпоративную экосистему. Это может быть Проектный офис в составе организации, Академия знаний на базе корпоративного университета или отдельное НКО в форме Фонда, Союза или Ассоциации. Основные компетенции внешнего сопровождающего офиса:
- фасилитация и модерация групповой работы,
- индивидуальный коучинг,
- управление системой корпоративных или региональных квалификаций, стандартов,
- проектирование нового,
- осуществление внешней экспертизы для оценки вновь создаваемых или переоценки введенных в эксплуатацию НМА.
Важнейший процесс управления, который протекает в клеверной организации - это стратегирование. Подробнее о стратегировании как части деятельности развития можно узнать здесь.
С помощью коммуникационных технологий участники клеверной экосистемы находятся в тесном контакте между собой и внешним миром. Помогает им в этом зонтичная модель взаимодействия — формализованные миссия, принципы и ценности, стратегические цели и руководящие правила. Все эти элементы формируют культурную среду для реализации стратегических политик, направленных на желаемый образ будущего.
Клеверные организации способны более зрело оценивать риски, более точно прогнозировать возможности и соотносить любое своё мероприятие с бизнес-стратегией в целом, инвестируя в развитие на каждом своём шаге. Такая организация на порядок устойчивее и конкурентоспособнее, чем любая обычная индустриальная модель. Она развивается и растет каждым своим элементом. Единство целей, ожиданий и требований обеспечивается нормативно-правовой «обвязкой», и каждый новый элемент, попадая внутрь экосистемы, учится жить по её нормам и правилам, направляя собственные ресурсы в общее движение развития.
Такая организация энергичная и гибкая. Она способна к масштабированию и быстрым реакциям на внешние вызовы. Вне зависимости от количества составных частей целого — филиалов, подразделений, отделов, партнерской сети или штатного расписания — клеверная организация устойчиво растёт и достигает расцвета, адаптируется под новые условия, сохраняя то главное, что ценится её участниками.
Основные признаки клеверной организации:
- ориентируется в своей деятельности на продукты и сервисы знаниевой экономики,
- встроена в цифровую экономику или претерпевает такую трансформацию,
- имеет формализованной образ желаемого будущего в виде живой стратегии, встроенной в мышление компании на всех уровнях экосистемы,
- основывает свою деятельность по принципу «польза для всех» заинтересованных сторон,
- активно использует инструменты управления интеллектуальным капиталом, знаниями, рисками и другими видами менеджмента согласно ISO 9000,
- Ориентирована на 17 Целей устойчивого развития ООН, и в этом реализует потенциал международной кооперации.
Всем ли нужна клеверная организация? Самый частый вопрос в адрес инноваций по менеджменту — зачем что-то менять, если все работает?
Рассмотрим условия, при которых трансформация организации в клеверную – залог устойчивого развития.
Ниже представлена дуга зрелости организаций:
На рисунке видно, что начинать думать о внедрении технологий клеверной организации стоит в период активной деятельности или так называемом периоде «детства», когда организация достигает этапа «давай-давай» и это уже не стартап, а быстро растущая структура, причем в нескольких направлениях сразу. В такой момент собственник начинает понимать: больше невозможно управлять компанией в одиночку. Она уже слишком большая, сложная. Ему трудно с ней справляться. Для роста потребуется больше порядка, дисциплины, системного подхода и предсказуемости поведения, но ничего этого лидеры-предприниматели обеспечить не могут.
Следующий этап, когда «клеверность» необходима – это период стабильности, старения и ранней бюрократизации. На этапе бюрократизации организация не создает необходимых ресурсов для самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Нет ориентации на результат, нет склонности к изменениям, нет работающей команды, но существует система, живущая по своим правилам, предписаниям и процедурам.
Далее давайте обсудим этапы внедрения организационной модели клеверной организации.
Вход в клеверность состоит из четырех шагов:
- Шаг 1 – Аудит зрелости компании и её интеллектуального капитала
- Шаг 2 – Проектирование желаемого образа будущей организации и стратегических целей развития в формате S.M.A.R.T.
- Шаг 3 – Запуск проектной деятельности по трансформации организации, регулярный менеджмент
- Шаг 4 – Формализация новой оргструктуры и регламентация бизнес-процессов для внедрения цифровых инструментов управления.