Первое впечатление о человеке самое запоминающееся! Мы формируем субъективное мнение на основе собственного мировосприятия, на основе своих ожиданий от окружающего мира, социума и культуры. За первые 10 секунд встречи создается эффект первого впечатления. Первое впечатление о человеке - это как любовь с первого взгляда! Мы отмечаем взгляд, запах. Влияние языка тела и манеры поведения, уверенность в себе дает нам оценку как человек вступает в контакт с другими людьми. Есть три универсальных качества, выводы о которых делаются по лицу: привлекательность, надежность и доминантность. С точки зрения эволюции это оправданно. Привлекательность — это брачный сигнал, надежность подразумевает полезные социальные характеристики, такие как способность заботиться о детях, а оценка доминантности полезна, чтобы избежать конфликта.
Первое впечатление формируется от одежды, в которую одет человек. И хотя одежда изначально предназначена для защиты человека от природных явлений, многие готовы мерзнуть, чтобы выглядеть хорошо одетыми. Погода влияет на выбор одежды, но социальная ситуация, как правило, оказывается более значимым фактором, особенно для молодых, хотя с возрастом защитные свойства одежды и становятся более важными по сравнению с демонстрационными. Одежда это социальный маркер, определяющий положение в обществе и уровень дохода индивида.
Можно выделить основные функции одежды:
- демонстрация (высокого) социального статуса;
- желание быть «своим» среди «своих»;
- убеждение в неучастии в производительном труде;
- удовлетворение потребности в комфортном состоянии;
- стремление быть «самим собой» и «кем-то» в глазах других;
- маркирование региональной и половозрастной идентификации;
- презентация доминирующих социальных ценностей (матриархат, патриархат и т. п.).
Современные люди вынуждены вести двойную жизнь — на работе, в публичных местах и для себя — дома, с родными, друзьями, самим собой, и именно одежда позволяет совмещать эти форматы. Человек сегодня сам способен выбрать и сформировать образ одежды, чтобы ориентироваться в обществе и уметь представлять себя социально приемлемым способом.
Одежда во все времена выступала своеобразным продолжением нашего тела. Она помогает «стать обычными» людям с дефектами внешности, всем, кто отличается от среднестатистического образа, — добавляя недостающие детали, убирая лишние, скрывая ненужные. Если раньше одежда создавалась прежде всего для «среднестатистического человека», то сегодня дизайнеры и производители стали задумываться об индивидуальных различиях людей.
Одежда оказывает огромное влияние на поведение своего «носителя»: «… надевая костюм, мы не только производим определенное впечатление на окружающих, мы также производим впечатление на самих себя». Одежда позволяет «отсортировывать» людей по внешнему виду, определяя дальнейшее общение и сотрудничество (собеседование при приеме на работу, знакомство на улице, в новой группе и проч.), благодаря особому коммуникативному коду костюма. Конечно, внешний вид не всегда совпадает с реальным положением дел, но одежда помогает передать внутренние ощущения и стремления человека заявить о себе или, наоборот, скрыться.
Но...внешний вид человека не является зеркалом его внутреннего мира. Да, внешность имеет большое значение. Однако одежда - не главное. И девушка в спортивном костюме далеко не всегда умеет сесть на шпагат, а мужчина в деловом костюме не всегда окажется офисным работником. Девушка или парень в лейблах от знаменитых модных домов, что едет в метро, далеко не всегда окажутся богатыми. Так же и молодой человек в комфортной и простой одежде не всегда окажется бедным. В конце концов, если кто-то оденет костюм клоуна, это не будет означать, что он таким и является.
Хотя мы часто беремся оценивать людей за их одеждой, почти никогда не возможно делать предположения о людях только на основе их внешнего вида. Судить о личных качествах на основе внешнего вида человека может оказаться не точным или ошибочным. Кроме того, люди могут менять свою внешность, чтобы соответствовать случаям, когда их настоящую сущность не видно. По этой причине важно лучше узнать человека, прежде чем принимать решение.
Ведь только со временем можно узнать: добрый ли человек или просто лицемерит, умный или хвастливый. А когда ты ценишь и уважаешь человека, то его внешний облик уже не имеет такого большого значения, как раньше.