Найти тему
Советы юристов

Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-транспортных происшествий

Вопросы проблематики расследования дорожно-транспортных преступлений периодически освещаются в юридической литературе на страницах научных журналов и в монографических исследованиях. Данное обстоятельство обусловлено распространенностью транспортных происшествий и преступлений в частности. Кроме того, согласно статистическим сведениям ГИБДД МВД России в период времени с 2011 года по 2013 год число дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 3439 единиц; количество раненых в ДТП за тот же период увеличилось на 5234 человека; количество погибших – на 214 человек.

По этой причине обеспечение безопасности дорожного движения давно стало одним из ведущих направлений политики не только нашего государства, но и всего мирового сообщества, в связи, с чем Правительством РФ разработана федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения, первый этап которой (2006-2012 годы) уже прошел, второй этап планируется осуществить в 2013-2020 годы. Однако, как отмечают исследователи: «в полном объеме реализуемая государством политика, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения, не смогла коренным образом изменить криминогенную ситуацию в данной сфере».

Одним из серьезных последствий дорожно-транспортных происшествий, которое приводит к увеличению степени общественной опасности таких деяний, является оставление в опасности водителем транспортного средства, совершившим аварию, пострадавшего в ней, что влечет уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ. Данный состав преступления имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в ходе расследования, особенно на начальном этапе расследования по уголовному делу в ходе осуществления розыскных мероприятий лица, совершившего преступление и транспортного средства, участвовавшего в аварии.

Проведенным нами исследованием было установлено, что около 85% дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности приходится на те следственные ситуации первоначального этапа расследования, где имеются сведения о совершённом преступлении, а на момент осмотра места происшествия преступник и или его автомобиль не установлены. В связи с чем, необходимо прежде организовывать розыскные мероприятия.

Учитывая специфику рассматриваемых преступлений, розыску подлежат лицо, управлявшее транспортным средством (автомобилем), которое оставило пострадавших в опасном состоянии после совершенного ДТП, а также само транспортное средство, если на нем преступник скрылся. Розыск транспортного средства существенно отличается от поиска иного имущества. Обусловлено это наличием у автомобиля как у объекта розыскной деятельности следователя криминалистически значимых особенностей: видимого и различимого для окружающих государственного регистрационного знака; возможности быстрого удаления на значительные расстояния от места происшествия; самостоятельной замены водителем деталей, несущих на себе следы преступления.

На практике розыск водителей начинается с момента получения информации о ДТП и о том, что пострадавшие находятся на месте происшествия в беспомощном состоянии, либо они доставлены попутным транспортом в медицинское учреждение. Согласно п. 1.2 «Инструкции по розыску автомототранспортных средств», утвержденной Приказом МВД России от 17 февраля 1994 г. № 58, организация, проведение работы по розыску транспортных средств возлагается на подразделения ГИБДД и уголовного розыска. При поступлении подобного сообщения дежурной части территориального органа МВД РФ надлежит принять первоначальные меры, направленные на установление преступника. Как правило, осуществляется введение плана «Перехват», регламентированного вышеназванной инструкцией.

Прибыв на место ДТП, изучив обстановку, опросив очевидцев и пострадавших, следователь совместно со специалистом производит осмотр, а сотрудники уголовного розыска, ГИБДД, участковые уполномоченные осуществляют розыскные мероприятия. Опрашиваются водители транспортных средств; граждане, находящиеся на месте дорожно-транспортного происшествия; граждане, работающие неподалеку от места происшествия, которые могли быть очевидцами преступного события. К ним относятся работники дорожной службы, торговли, иных заведений. При недостатке свидетелей необходимы поквартирные, подворовые обходы зданий, расположенных вдоль дороги, где находится место происшествия и опросы находящихся там лиц.

Если пострадавшим оказывается помощь на месте ДТП, то следует выяснить приметы водителя и скрывшегося автомобиля. Целесообразно произвести видео или аудиозапись полу­ченного объяснения. Это имеет особое значение, когда на месте происшествия не ос­тается очевидцев и сотрудникам следственно-опе­ративной группы довольно трудно воссоздать на месте картину содеянного. Впоследствии такая запись может быть ис­пользована как одно из обстоятельств, подтверждающих объяснение пострадавшего: в случае его смерти; при невозможности подписать им данное объяснение; изменении показаний и т. п.

Кроме того, по характеру телесных повреждений пострадавшего устанавливается тип транспортного средства. Так, поперечные переломы длинных трубчатых костей нижних конечностей возникают от удара бампером автомобиля. Поэтому, зная высоту расположения бамперов легковых (37–45 см) и грузовых (55–72 см) автомобилей и сравнивая ее с расстоянием от расположения мест переломов до каблуков обуви потерпевшего, можно определить тип скрывшегося автомобиля.

По расположению головного убора пострадавшего также можно установить тип транспортного средства. В частности, нахождение головного убора впере­ди головы пострадавшего по ходу движения автомобиля является характерным для наезда грузовым автомобилем. При наезде легко­вым автомобилем головной убор располагается обычно сзади постра­давшего и в противоположном следованию автомобиля направлении.

Успеху в розыске автомобиля, а потом его водителя, способствует обнаружение следов транспортного средства – колес; выступающих передних частей; отделившихся фрагментов: осколков внешних светосигнальных приборов, лобового стекла, лакокрасочного покрытия, а также горюче-смазочных веществ.

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте "Независимый советник".

Наша задача - делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, подписывайтесь на канал.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Мои контакты