1-й броненосный отряд
1-й броненосный отряд был укомплектован новейшими однотипными эскадренными броненосцами, вступившими в строй уже во время войны, в течение 1904 года. Все эти корабли являлись развитием французского проекта, впервые воплощенного в лучшем броненосце 1-й эскадры «Цесаревич»; но броненосцы 1-го отряда 2-й эскадры строились не во Франции, а в России. Они имели одинаковую скорость (18 узлов), дальность плавания (3.200 миль 10 узловым ходом) и одинаковое бронирование самой крепкой на тот момент крупповской броней (пояс корпуса 125 – 194 мм, палуба 25-50, башни 254 мм, рубка 203 мм). Одинаковым было и вооружение: 4х12-дм (305-мм) и 12х6-дм (152-мм) орудий в башнях, а так же 40 пушек малых (противоминных) калибров. Правда, малокалиберные пушки оказались совершенно бесполезны в эскадренных сражениях, которые велись на больших дистанциях; такими же бесполезными были и торпедные аппараты (каждый броненосец имел по 4 торпедных аппарата). И то, и другое оружие практически не использовалось, и стало для крупных кораблей лишь лишним грузом.
Для вспомогательных и посыльных целей отряду был придан крейсер 2-го ранга «Жемчуг» (скорость 21 узел, дальность 2.090 миль 10 узловым ходом, вооружение: 8х120-мм и 8 орудий малых калибров; бронирование палубы 30 – 50 мм, рубки 45 мм).
Состав 1-го броненосного отряда
УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:
В Цусимском сражении 14(27).05.1905 г 1-й броненосный отряд вел всю русскую колонну, и подвергался наиболее ожесточенному обстрелу, особенно при охвате головы колонны японскими броненосными крейсерами. Японцы стремились выбить в первую очередь флагмана и новейшие броненосцы, считая, что со старыми тихоходами успеют расправиться позже. В 18.47 в результате многочисленных попаданий снарядов перевернулся и затонул «Император Александр III » (весь экипаж погиб). В 19.23 после взрыва порохового погреба бортовой 6-дюймовой башни, в которую угодил японский снаряд, так же перевернулся и затонул броненосец «Бородино» (спасся 1 человек). Через 7 минут, в 19.30, после попадания 4-й торпеды с добивавших его японских крейсеров ушел под воду и бывший флагман эскадры броненосец «Князь Суворов» (избитый корабль с 15.00 перестал быть флагманом, передав эту функцию броненосцу «Бородино»). Погибли 925 человек экипажа; раненый командующий адмирал Рожественский и часть офицеров его штаба были сняты с броненосца еще около 17.00 эсминцем «Буйный». Броненосец «Орел» за время боя получил 76 попаданий (убито 43 человека, 80 ранено), но остался на плаву; на следующий день он вместе с отрядом адмирала Небогатова сдался в плен японцам.
Крейсер «Жемчуг» в Цусимском бою выполнял роль репетичного корабля (передавал флагами команды адмирала идущему позади отряду); одновременно он участвовал в перестрелке с противником. В ходе сражения крейсер получил 17 попаданий (13 убитых, 30 раненых). После поражения эскадры «Жемчуг» ушел из Цусимского пролива и встал на ремонт в Маниле, где был интернирован до окончания боевых действий.
2-й броненосный отряд
2-й броненосный отряд состоял из нового броненосца «Ослябя», вступившего в строй в 1901 году, и двух «несколько подержанных» броненосцев: «Наварин» (в строй в 1895 г) и «Сисой Великий» (в строй в 1896 г). В ту эпоху бурного развития техники корабли 10-летней службы уже можно было считать устаревшими. Это заметно в первую очередь по видам бронирования кораблей 3-го отряда: оно было представлено чуть ли не во всем спектре имевшихся тогда типов. «Наварин» нес старое, наименее прочное бронирование компаунд, из-за чего его броневой пояс достигал 356-406 мм, палуба 51-63 мм, башни 305-641 мм, рубка 254 мм. «Сисой» имел более крепкую никелевую броню, из-за чего ее толщина сократилась на поясе до 305-406 мм, на башнях – до 254-305 мм, а рубке – до 229 мм (лишь палуба увеличилась до 64 мм). Новенький же «Ослябя» получил еще более стойкое, а потому более тонкое и легкое гарвеевское бронирование (178 – 229 мм пояса, 51-63 мм палубы, 229 мм башен, 152 мм рубки). Выигрыш за счет этого в весе позволил значительно расширить на «Ослябе» емкость угольных бункеров, что сказалось на увеличении дальности плавания: 10-уловым ходом «Ослябя» проходил 6.200 миль, в то время как «Наварин» - 3.050, «Сисой» же - вообще только 2.800 миль. А вот по мощи главного калибра орудий «Ослябя» оказался слабее «стариков» – 4х10-дм (254-мм) против 4х12-дм (305-мм) на «Наварине» и на «Сисое»; это отставание несколько нивелировалось количеством среднего калибра: 11х6-дм (152-мм) против 8 таких орудий на «Наварине» и 6 на «Сисое Великом». Подавляющее же превосходство «Осляби» в количестве противоминной артиллерии (48 пушек малого калибра против 30 «малокалиберок» «Наварина» и 28 - «Сисоя») ничего не значило – эта артиллерия, пригодная только для стрельбы с близких дистанций по незащищенным судам, в эскадренном сражении практически не использовалась (как и торпедные аппараты броненосцев). Таким образом, нестандартный «Ослябя» (как и его порт-артурские «систершипы» «Пересвет» и «Победа») по своим характеристикам был ближе к броненосным крейсерам, чем к «чистым» броненосцам. Это подтверждает и высокая скорость «Осляби» (18,3 узла); однако быстроходность этого корабля стала бесполезной в тот момент, когда его поставили в один строй с «толстокожими тихоходами». Ведь «Наварин» и «Сисой» не дотягивали даже до 16 узлов; и это при том, что всем морякам известно: скорость всего отряда соответствует скорости самого тихоходного мателота…
Не отличался высокими скоростными данными и состоявший в отряде еще более старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» (в строй в 1888 г): по скорости он не дотягивал даже до 17 узлов – то есть, крейсер был тихоходнее новых броненосцев! Дальность плавания «Нахимова» - 4.400 миль. Бронирование старого крейсера тоже было устаревшим (компаунд), а потому излишне толстым: пояс корпуса 229-254 мм, палуба 51 мм, барбеты 203 мм, рубка 152 мм; вооружение состояло из 8х8-дм (203-мм), 10х6-дм (152-мм) орудий и 18 пушек малых калибров. Приписанный к отряду для вспомогательных и посыльных целей крейсер 2-го ранга «Изумруд» полностью соответствовал по ТТХ своему «систершипу» - описанному выше крейсеру «Жемчуг».
Состав 2-го броненосного отряда
УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:
Флагманским кораблем 2-го отряда был броненосец «Ослябя», на котором держал флаг заместитель Рожественского адмирал Д.Г. Фелькерзам. В Цусимском сражении 14(27).05.1905 г этот корабль, находившийся во главе своего отряда, наряду с флагманским «Суворовым» стал главной мишенью для японских артиллеристов. И так шедший на пониженной скорости из-за следовавших за ним «тихоходов» броненосец в момент перестроения эскадры из двух колонн в одну был вынужден вообще остановиться, чтобы не протаранить появившиеся перед ним корабли 1-го отряда. Это позволило японцам за несколько минут всадить в ватерлинию «Осляби» не менее 15 крупнокалиберных снарядов. А так как из-за перегруза углем броневой пояс полностью ушел под воду, борт оказался разорван на большой площади, и вода широким потоком хлынула внутрь корабля. В 14.30 сильно накренившийся «Ослябя» выкатился из строя, а в 14.40 он полностью лег на левый борт и через 5 минут затонул. Броненосец «Ослябя» стал первым кораблем, погибшим в этом сражении (еще не прошло и часа с момента начала перестрелки). На нем погибло 515 человек; 250 человек подобрали из воды русские миноносцы.
«Наварин» в ходе дневного боя получил лишь незначительные повреждения, так как японцы сосредоточили свой огонь на более современных кораблях. Однако в ночной темноте тихоходный броненосец отстал от эскадры и привлек к себе повышенное внимание японских миноносцев тем, что он (единственный из всех русских кораблей!) освещал море вокруг себя прожекторами. В результате японцы всадили в «Наварин» 3 торпеды, отчего броненосец перевернулся и затонул. Погибло 678 моряков, с наступлением дня из воды были подобраны только три члена экипажа этого броненосца.
«Сисой Великий» в ходе сражения получил 14 крупнокалиберных попаданий (убито 20, ранено 46 человек); ночью корабль был торпедирован японским миноносцем. Утром полузатопленный броненосец был окружен японскими крейсерами, и командир «Сисоя», видя обреченность погружавшегося в воду корабля, согласился сдаться. Японцы успели снять с тонущего броненосца весь экипаж, до того, как около 9 часов утра корабль полностью ушел под воду (некоторые источники говорят о том, что вовремя затонуть окруженному кораблю помог экипаж, открывший ввиду японцев кингстоны).
Старенький броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе дневного сражения получил 20 попаданий снарядами разных калибров (убито 25 и ранен 51 член экипажа). С наступлением ночной темноты «Нахимов» отражал атаки японских миноносцев, заявив о потоплении двух из них (японские историки эти потери не подтверждают). При этом между 21.30 и 22.00 в крейсер попали три торпеды (все - в носовую оконечность). Из-за этого «Нахимова» пришлось развернуть и двигаться кормой вперед. Утром полузатопленный русский корабль обнаружили японские крейсера, и чтобы не сдавать противнику потерявший боеспособность крейсер, в 10.00 команда затопила «Нахимова» (при затоплении погибло еще 18 человек; остальные подобраны японцами).
Крейсеру «Изумруд», подобно «Жемчугу» из 1-го отряда было поручено перед боем выполнять роль репетичного корабля и передавать команды флагмана отряда идущим позади кораблям. Однако после гибели «Осляби» и потери управления отрядом «Изумруд» включился в общий артиллерийский бой, получив при этом 3 попадания (без гибели членов экипажа). «Изумруд» стал единственным крейсером, не бросившим эскадру с наступлением ночи; до утра он помогал броненосцам отражать атаки японских миноносцев. На следующий день, когда остатки разбитого российского флота были окружены японскими кораблями, и принявший командование адмирал Небогатов отдал распоряжение сдаться противнику, командир «Изумруда» не подчинился приказу. Крейсер развил полную скорость, прорвался сквозь окружение и ушел в Охотское море. Однако блестяще проявивший себя в сражении и при прорыве командир крейсера, оставшись без высшего руководства, запаниковал. Из-за его противоречивых приказов «Изумруд» проскочил мимо Владивостока и вылетел на камни при входе в бухту Владимир, после чего капитан 2 ранга Ферзен приказал взорвать вполне исправный корабль «чтобы не сдать его японцам», которых в действительности рядом и в помине не было…
3-й броненосный отряд
3-й броненосный отряд был сформирован из главных сил так называемой 3-й Тихоокеанской эскадры адмирала Небогатова, посланной вслед за 2-й эскадрой «для подкрепления». Так как для этого с Балтики «выгребалось» все, что еще оставалось способным плавать, «лучшие» корабли 3-го отряда представляли собой малопригодные для современного боя старые броненосцы. Самым «мощным и скоростным» из них являлся броненосец «Император Николай I », отслуживший уже 14 лет (в строй в 1891 г). Он имел скорость 15,5 узлов и дальность плавания 2.800 миль. Бронирование «Николая» было устаревшим (компаунд), и для этого типа брони слишком тонким. Его броневой пояс корпуса имел толщину всего 102 – 305 мм, палуба 63 мм, башня – 254 мм, рубка - 203 мм. Устаревшим было и вооружение «Императора» - всего 2х12-дм (305-мм) орудия в носовой башне; к тому же они были более короткими, чем на новых броненосцах, и потому недальнобойными. Главный калибр «Императора» дополняли 4х9-дм (229-мм) и 8х6-дм (152-мм) орудий в казематах; а 18 пушек малых калибров в современном бою вообще «никакой погоды не делали». Но этот слабый броненосец был хотя бы мореходным. Остальные три корабля 3-го отряда представляли собой низкобортные броненосцы береговой обороны, предназначенные для прибрежного плавания на мелководье и борьбы со слабым шведским флотом. Для дальних океанских походов они абсолютно не годились (вообще удивительно, как «прибрежники» добрались с Балтики до Тихого океана…). Скорость этих вступивших в строй в 1896 году береговых броненосцев составляла всего 15,1 узла; дальность – 3.400 миль при 9-узловом ходе. Бронирование их было более современным, чем у «Николая» - гарвеевским: броневой пояс 203 – 254 мм, палуба 25-51 мм, башни и рубка – 178 мм. Вооружение же для боя с мощными японскими броненосцами было слишком слабым: в башнях 4х10-дм (на «Апраксине» вообще 3х10-дм) орудия с пониженной дальностью стрельбы, и в казематах 4х120-мм орудия. А вот 24-28 пушек малого противоминного калибра, как и торпедные аппараты, в реалиях эскадренного морского боя начала 20-го века можно вообще не учитывать.
Состав 3-го броненосного отряда
УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:
В Цусимском сражении находившийся под непосредственным руководством адмирала Небогатова броненосец «Император Николай I » выпустил по врагу 2/3 своего боезапаса, добившись попаданий в «Фудзи», «Асама» и «Идзумо». Сам он получил удары 10 снарядов (убито 5, ранено 35 человек). На следующий день отряд вновь «напоролся» на главные силы японского флота, и адмирал Небогатов приказал своим кораблям прекратить сопротивление и сдаться противнику.
Броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» в ходе Цусимского сражения выпустил по врагу более 600 снарядов разного калибра; сам при этом получил 3 попадания (убито 2 и ранено 10 человек). На следующий день при окружении главными силами японцев экипаж броненосца готов был драться и погибнуть: корабль даже сделал первый выстрел по врагу, однако затем последовал приказ адмирала Небогатова о сдаче, которому командир «Апраксина» подчинился.
«Адмирал Сенявин» за время дневного боя не получил ни одного попадания; ночью при отражении торпедных атак артиллеристы кормовой башни заявили о потоплении японского миноносца (соответствует ли это реальности, сведений нет). Утром следующего дня при встрече с главными силами неприятеля команда броненосца подчинилась приказу Небогатова о сдаче, и спустила флаг…
Броненосец «Адмирал Ушаков» в дневном бою получил 3 попадания (из них два – в ватерлинию перегруженного углем корабля, броневой пояс которого поэтому ушел под воду). Из-за затопления части отсеков скорость корабля упала до 10 узлов, и ночью «Ушаков» отстал от остатков эскадры. Утром на него наткнулись японские броненосные крейсера «Ивате» и «Якумо»; на предложение сдаться полузатопленный корабль ответил огнем. Он успел всадить в противника два снаряда прежде, чем японцы отошли за пределы досягаемости недальнобойных орудий «Ушакова», и издалека начали расстрел русского броненосца. Однако новые тяжелые повреждения и невозможность достать до противника своими снарядами не привели команду «Ушакова» к сдаче: моряки открыли кингстоны и затопили свой корабль, который ушел на дно, не спустив перед противником флага (в общей сложности за два дня сражения на «Ушакове» погибло 94 человека).
Русско-японская война: состояние флотов
Русско-японская война: создание и поход 2-й Тихоокеанской эскадры
Русско-японская война: крейсеры, миноносцы и «вспомогачи» 2-й Тихоокеанской эскадры
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.