Найти тему
Петр Власов

Русско-японская война: броненосные отряды 2-й Тихоокеанской эскадры

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

1-й броненосный отряд

Флагман 2-й Тихоокеанской эскадры и 1-го отряда броненосец «Князь Суворов»
Флагман 2-й Тихоокеанской эскадры и 1-го отряда броненосец «Князь Суворов»

1-й броненосный отряд был укомплектован новейшими однотипными эскадренными броненосцами, вступившими в строй уже во время войны, в течение 1904 года. Все эти корабли являлись развитием французского проекта, впервые воплощенного в лучшем броненосце 1-й эскадры «Цесаревич»; но броненосцы 1-го отряда 2-й эскадры строились не во Франции, а в России. Они имели одинаковую скорость (18 узлов), дальность плавания (3.200 миль 10 узловым ходом) и одинаковое бронирование самой крепкой на тот момент крупповской броней (пояс корпуса 125 – 194 мм, палуба 25-50, башни 254 мм, рубка 203 мм). Одинаковым было и вооружение: 4х12-дм (305-мм) и 12х6-дм (152-мм) орудий в башнях, а так же 40 пушек малых (противоминных) калибров. Правда, малокалиберные пушки оказались совершенно бесполезны в эскадренных сражениях, которые велись на больших дистанциях; такими же бесполезными были и торпедные аппараты (каждый броненосец имел по 4 торпедных аппарата). И то, и другое оружие практически не использовалось, и стало для крупных кораблей лишь лишним грузом.

Для вспомогательных и посыльных целей отряду был придан крейсер 2-го ранга «Жемчуг» (скорость 21 узел, дальность 2.090 миль 10 узловым ходом, вооружение: 8х120-мм и 8 орудий малых калибров; бронирование палубы 30 – 50 мм, рубки 45 мм).

Состав 1-го броненосного отряда

-3

УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:

В Цусимском сражении 14(27).05.1905 г 1-й броненосный отряд вел всю русскую колонну, и подвергался наиболее ожесточенному обстрелу, особенно при охвате головы колонны японскими броненосными крейсерами. Японцы стремились выбить в первую очередь флагмана и новейшие броненосцы, считая, что со старыми тихоходами успеют расправиться позже. В 18.47 в результате многочисленных попаданий снарядов перевернулся и затонул «Император Александр III » (весь экипаж погиб). В 19.23 после взрыва порохового погреба бортовой 6-дюймовой башни, в которую угодил японский снаряд, так же перевернулся и затонул броненосец «Бородино» (спасся 1 человек). Через 7 минут, в 19.30, после попадания 4-й торпеды с добивавших его японских крейсеров ушел под воду и бывший флагман эскадры броненосец «Князь Суворов» (избитый корабль с 15.00 перестал быть флагманом, передав эту функцию броненосцу «Бородино»). Погибли 925 человек экипажа; раненый командующий адмирал Рожественский и часть офицеров его штаба были сняты с броненосца еще около 17.00 эсминцем «Буйный». Броненосец «Орел» за время боя получил 76 попаданий (убито 43 человека, 80 ранено), но остался на плаву; на следующий день он вместе с отрядом адмирала Небогатова сдался в плен японцам.

Крейсер «Жемчуг» в Цусимском бою выполнял роль репетичного корабля (передавал флагами команды адмирала идущему позади отряду); одновременно он участвовал в перестрелке с противником. В ходе сражения крейсер получил 17 попаданий (13 убитых, 30 раненых). После поражения эскадры «Жемчуг» ушел из Цусимского пролива и встал на ремонт в Маниле, где был интернирован до окончания боевых действий.

2-й броненосный отряд

Флагман 2-го отряда броненосец «Ослябя»
Флагман 2-го отряда броненосец «Ослябя»

2-й броненосный отряд состоял из нового броненосца «Ослябя», вступившего в строй в 1901 году, и двух «несколько подержанных» броненосцев: «Наварин» (в строй в 1895 г) и «Сисой Великий» (в строй в 1896 г). В ту эпоху бурного развития техники корабли 10-летней службы уже можно было считать устаревшими. Это заметно в первую очередь по видам бронирования кораблей 3-го отряда: оно было представлено чуть ли не во всем спектре имевшихся тогда типов. «Наварин» нес старое, наименее прочное бронирование компаунд, из-за чего его броневой пояс достигал 356-406 мм, палуба 51-63 мм, башни 305-641 мм, рубка 254 мм. «Сисой» имел более крепкую никелевую броню, из-за чего ее толщина сократилась на поясе до 305-406 мм, на башнях – до 254-305 мм, а рубке – до 229 мм (лишь палуба увеличилась до 64 мм). Новенький же «Ослябя» получил еще более стойкое, а потому более тонкое и легкое гарвеевское бронирование (178 – 229 мм пояса, 51-63 мм палубы, 229 мм башен, 152 мм рубки). Выигрыш за счет этого в весе позволил значительно расширить на «Ослябе» емкость угольных бункеров, что сказалось на увеличении дальности плавания: 10-уловым ходом «Ослябя» проходил 6.200 миль, в то время как «Наварин» - 3.050, «Сисой» же - вообще только 2.800 миль. А вот по мощи главного калибра орудий «Ослябя» оказался слабее «стариков» – 4х10-дм (254-мм) против 4х12-дм (305-мм) на «Наварине» и на «Сисое»; это отставание несколько нивелировалось количеством среднего калибра: 11х6-дм (152-мм) против 8 таких орудий на «Наварине» и 6 на «Сисое Великом». Подавляющее же превосходство «Осляби» в количестве противоминной артиллерии (48 пушек малого калибра против 30 «малокалиберок» «Наварина» и 28 - «Сисоя») ничего не значило – эта артиллерия, пригодная только для стрельбы с близких дистанций по незащищенным судам, в эскадренном сражении практически не использовалась (как и торпедные аппараты броненосцев). Таким образом, нестандартный «Ослябя» (как и его порт-артурские «систершипы» «Пересвет» и «Победа») по своим характеристикам был ближе к броненосным крейсерам, чем к «чистым» броненосцам. Это подтверждает и высокая скорость «Осляби» (18,3 узла); однако быстроходность этого корабля стала бесполезной в тот момент, когда его поставили в один строй с «толстокожими тихоходами». Ведь «Наварин» и «Сисой» не дотягивали даже до 16 узлов; и это при том, что всем морякам известно: скорость всего отряда соответствует скорости самого тихоходного мателота…

Не отличался высокими скоростными данными и состоявший в отряде еще более старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» (в строй в 1888 г): по скорости он не дотягивал даже до 17 узлов – то есть, крейсер был тихоходнее новых броненосцев! Дальность плавания «Нахимова» - 4.400 миль. Бронирование старого крейсера тоже было устаревшим (компаунд), а потому излишне толстым: пояс корпуса 229-254 мм, палуба 51 мм, барбеты 203 мм, рубка 152 мм; вооружение состояло из 8х8-дм (203-мм), 10х6-дм (152-мм) орудий и 18 пушек малых калибров. Приписанный к отряду для вспомогательных и посыльных целей крейсер 2-го ранга «Изумруд» полностью соответствовал по ТТХ своему «систершипу» - описанному выше крейсеру «Жемчуг».

Состав 2-го броненосного отряда

-5

УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:

Флагманским кораблем 2-го отряда был броненосец «Ослябя», на котором держал флаг заместитель Рожественского адмирал Д.Г. Фелькерзам. В Цусимском сражении 14(27).05.1905 г этот корабль, находившийся во главе своего отряда, наряду с флагманским «Суворовым» стал главной мишенью для японских артиллеристов. И так шедший на пониженной скорости из-за следовавших за ним «тихоходов» броненосец в момент перестроения эскадры из двух колонн в одну был вынужден вообще остановиться, чтобы не протаранить появившиеся перед ним корабли 1-го отряда. Это позволило японцам за несколько минут всадить в ватерлинию «Осляби» не менее 15 крупнокалиберных снарядов. А так как из-за перегруза углем броневой пояс полностью ушел под воду, борт оказался разорван на большой площади, и вода широким потоком хлынула внутрь корабля. В 14.30 сильно накренившийся «Ослябя» выкатился из строя, а в 14.40 он полностью лег на левый борт и через 5 минут затонул. Броненосец «Ослябя» стал первым кораблем, погибшим в этом сражении (еще не прошло и часа с момента начала перестрелки). На нем погибло 515 человек; 250 человек подобрали из воды русские миноносцы.

«Наварин» в ходе дневного боя получил лишь незначительные повреждения, так как японцы сосредоточили свой огонь на более современных кораблях. Однако в ночной темноте тихоходный броненосец отстал от эскадры и привлек к себе повышенное внимание японских миноносцев тем, что он (единственный из всех русских кораблей!) освещал море вокруг себя прожекторами. В результате японцы всадили в «Наварин» 3 торпеды, отчего броненосец перевернулся и затонул. Погибло 678 моряков, с наступлением дня из воды были подобраны только три члена экипажа этого броненосца.

«Сисой Великий» в ходе сражения получил 14 крупнокалиберных попаданий (убито 20, ранено 46 человек); ночью корабль был торпедирован японским миноносцем. Утром полузатопленный броненосец был окружен японскими крейсерами, и командир «Сисоя», видя обреченность погружавшегося в воду корабля, согласился сдаться. Японцы успели снять с тонущего броненосца весь экипаж, до того, как около 9 часов утра корабль полностью ушел под воду (некоторые источники говорят о том, что вовремя затонуть окруженному кораблю помог экипаж, открывший ввиду японцев кингстоны).

Старенький броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе дневного сражения получил 20 попаданий снарядами разных калибров (убито 25 и ранен 51 член экипажа). С наступлением ночной темноты «Нахимов» отражал атаки японских миноносцев, заявив о потоплении двух из них (японские историки эти потери не подтверждают). При этом между 21.30 и 22.00 в крейсер попали три торпеды (все - в носовую оконечность). Из-за этого «Нахимова» пришлось развернуть и двигаться кормой вперед. Утром полузатопленный русский корабль обнаружили японские крейсера, и чтобы не сдавать противнику потерявший боеспособность крейсер, в 10.00 команда затопила «Нахимова» (при затоплении погибло еще 18 человек; остальные подобраны японцами).

Крейсеру «Изумруд», подобно «Жемчугу» из 1-го отряда было поручено перед боем выполнять роль репетичного корабля и передавать команды флагмана отряда идущим позади кораблям. Однако после гибели «Осляби» и потери управления отрядом «Изумруд» включился в общий артиллерийский бой, получив при этом 3 попадания (без гибели членов экипажа). «Изумруд» стал единственным крейсером, не бросившим эскадру с наступлением ночи; до утра он помогал броненосцам отражать атаки японских миноносцев. На следующий день, когда остатки разбитого российского флота были окружены японскими кораблями, и принявший командование адмирал Небогатов отдал распоряжение сдаться противнику, командир «Изумруда» не подчинился приказу. Крейсер развил полную скорость, прорвался сквозь окружение и ушел в Охотское море. Однако блестяще проявивший себя в сражении и при прорыве командир крейсера, оставшись без высшего руководства, запаниковал. Из-за его противоречивых приказов «Изумруд» проскочил мимо Владивостока и вылетел на камни при входе в бухту Владимир, после чего капитан 2 ранга Ферзен приказал взорвать вполне исправный корабль «чтобы не сдать его японцам», которых в действительности рядом и в помине не было…

3-й броненосный отряд

флагман 3-го отряда броненосец «Император Николай I» после Цусимского боя
флагман 3-го отряда броненосец «Император Николай I» после Цусимского боя

3-й броненосный отряд был сформирован из главных сил так называемой 3-й Тихоокеанской эскадры адмирала Небогатова, посланной вслед за 2-й эскадрой «для подкрепления». Так как для этого с Балтики «выгребалось» все, что еще оставалось способным плавать, «лучшие» корабли 3-го отряда представляли собой малопригодные для современного боя старые броненосцы. Самым «мощным и скоростным» из них являлся броненосец «Император Николай I », отслуживший уже 14 лет (в строй в 1891 г). Он имел скорость 15,5 узлов и дальность плавания 2.800 миль. Бронирование «Николая» было устаревшим (компаунд), и для этого типа брони слишком тонким. Его броневой пояс корпуса имел толщину всего 102 – 305 мм, палуба 63 мм, башня – 254 мм, рубка - 203 мм. Устаревшим было и вооружение «Императора» - всего 2х12-дм (305-мм) орудия в носовой башне; к тому же они были более короткими, чем на новых броненосцах, и потому недальнобойными. Главный калибр «Императора» дополняли 4х9-дм (229-мм) и 8х6-дм (152-мм) орудий в казематах; а 18 пушек малых калибров в современном бою вообще «никакой погоды не делали». Но этот слабый броненосец был хотя бы мореходным. Остальные три корабля 3-го отряда представляли собой низкобортные броненосцы береговой обороны, предназначенные для прибрежного плавания на мелководье и борьбы со слабым шведским флотом. Для дальних океанских походов они абсолютно не годились (вообще удивительно, как «прибрежники» добрались с Балтики до Тихого океана…). Скорость этих вступивших в строй в 1896 году береговых броненосцев составляла всего 15,1 узла; дальность – 3.400 миль при 9-узловом ходе. Бронирование их было более современным, чем у «Николая» - гарвеевским: броневой пояс 203 – 254 мм, палуба 25-51 мм, башни и рубка – 178 мм. Вооружение же для боя с мощными японскими броненосцами было слишком слабым: в башнях 4х10-дм (на «Апраксине» вообще 3х10-дм) орудия с пониженной дальностью стрельбы, и в казематах 4х120-мм орудия. А вот 24-28 пушек малого противоминного калибра, как и торпедные аппараты, в реалиях эскадренного морского боя начала 20-го века можно вообще не учитывать.

Состав 3-го броненосного отряда

-7

УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:

В Цусимском сражении находившийся под непосредственным руководством адмирала Небогатова броненосец «Император Николай I » выпустил по врагу 2/3 своего боезапаса, добившись попаданий в «Фудзи», «Асама» и «Идзумо». Сам он получил удары 10 снарядов (убито 5, ранено 35 человек). На следующий день отряд вновь «напоролся» на главные силы японского флота, и адмирал Небогатов приказал своим кораблям прекратить сопротивление и сдаться противнику.

Броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» в ходе Цусимского сражения выпустил по врагу более 600 снарядов разного калибра; сам при этом получил 3 попадания (убито 2 и ранено 10 человек). На следующий день при окружении главными силами японцев экипаж броненосца готов был драться и погибнуть: корабль даже сделал первый выстрел по врагу, однако затем последовал приказ адмирала Небогатова о сдаче, которому командир «Апраксина» подчинился.

«Адмирал Сенявин» за время дневного боя не получил ни одного попадания; ночью при отражении торпедных атак артиллеристы кормовой башни заявили о потоплении японского миноносца (соответствует ли это реальности, сведений нет). Утром следующего дня при встрече с главными силами неприятеля команда броненосца подчинилась приказу Небогатова о сдаче, и спустила флаг…

Броненосец «Адмирал Ушаков» в дневном бою получил 3 попадания (из них два – в ватерлинию перегруженного углем корабля, броневой пояс которого поэтому ушел под воду). Из-за затопления части отсеков скорость корабля упала до 10 узлов, и ночью «Ушаков» отстал от остатков эскадры. Утром на него наткнулись японские броненосные крейсера «Ивате» и «Якумо»; на предложение сдаться полузатопленный корабль ответил огнем. Он успел всадить в противника два снаряда прежде, чем японцы отошли за пределы досягаемости недальнобойных орудий «Ушакова», и издалека начали расстрел русского броненосца. Однако новые тяжелые повреждения и невозможность достать до противника своими снарядами не привели команду «Ушакова» к сдаче: моряки открыли кингстоны и затопили свой корабль, который ушел на дно, не спустив перед противником флага (в общей сложности за два дня сражения на «Ушакове» погибло 94 человека).

Гибель броненосца «Бородино»
Гибель броненосца «Бородино»

Русско-японская война: состояние флотов

Русско-японская война: создание и поход 2-й Тихоокеанской эскадры

Русско-японская война: крейсеры, миноносцы и «вспомогачи» 2-й Тихоокеанской эскадры

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.