Сегодняшняя публикация навеяна юбилейным днём — 60-летие космонавтики. За эти шесть десятилетий, несмотря на происки врагов, наша страна прошла сложный путь и достигла значительных результатов. Одним из них является создание наземного поискового комплекса, предназначенного для спасения космонавтов в экстремальных условиях. О создании «Синей птицы», так назвали комплекс, о его составе и возможностях читайте ниже.
Зачем понадобилась «Синяя птица»?
Многие смотрели фильм 2017 года под названием «Время первых», снятый Дмитрием Киселёвым. В нём с подробностями, актёрами Е. Мироновым, а так же К. Хабенским, показаны все экстремальные ситуации, произошедшие с советскими космонавтами при первом выходе в космос, а так же перипетии «приключений» А.А. Леонова с П.И. Беляевым на земле. Им пришлось выбираться из пермской тайги в трескучий мороз практически пешком.
На долю двух мужественных людей выпало столько непредвиденных ситуаций, с которыми не всегда может справиться целый коллектив. Они справились, выжили и заслуженно стали героями. Однако А.П. Королёв — создатель советских космических кораблей, не имел права таким образом рисковать жизнями людей, которые остались живыми в космосе и чуть не погибли на земле из-за того, что им своевременно не смогли оказать помощь.
А.П. Королёв стал инициатором создания наземных «вездеходов», которые бы могли спасти людей при любых погодных условиях, в независимости от возможностей авиации. В это время экспертом в создании советских «вездеходов» был общепризнан В.А. Грачёв, активно занимавшийся совершенствованием ракетовозов. К этому времени уже было понятно, какими должны быть машины для перевозки ракет.
Поиск космонавтов, приземлившихся в непроходимой тайге, непреодолимом болоте или жаркой пустыне в условиях, когда бессильна авиация — это совершенно новое дело для бригады В.А.Грачёва. Но ведь и Грачёв по праву считался «запредельным конструктором», поэтому ему и было поручено создание комплекса машин для спасения космонавтов.
Какие требования предъявлялись к «Синей птице»?
Комплекс должен был "уметь пройти" по болоту, тайге, пустыне, водной преграде, снегу любой глубины в любую погоду, время года и суток. Для надёжности в его составе должно быть не менее двух машин. В них надо было расположить обогреваемый модуль, в котором можно было оказать первую медицинскую помощь прибывшим из космоса людям.
Одной из машин предназначалась возможность перевозки грузов, загрузку и выгрузку которых надо было механизировать. В составе комплекса должна быть наземная машина с не превзойдёнными возможностями по проходимости, способная эвакуировать космонавтов из любого места на планете Земля. Ей же предназначалась роль буксировщика спускаемого модуля, в котором прибыли космонавты.
Кроме «вездеходных» качеств все машины комплекса предполагалось сделать максимально автономными и способными работать в любых погодных условиях. Обязательным условием было оснащение машин комплекса средствами связи, которые обеспечивали надёжную связь между членами экипажей, с потерпевшими, командованием операцией и сопровождающими средствами в виде самолётов, вертолётов и других средств связи.
Какие машины входили в состав комплекса «Синяя птица»?
Исходя из требований, выставленных А.П. Королёвым, в комплекс поисковых машин космонавтов вошли две трёхосных амфибии, одна из которых была с отапливаемым салоном, вторая грузовая. Грузовик мог везти ещё одну машину, которую назвали шнекоболотоход или коротко «шнек». Погрузка и разгрузка грузовика выполнялась специальными кранами.
«Шнек» должен был «пройти» там, где «трёхосники» не смогут. Он был значительно меньше по размерам, имел уникальный шнековый движитель, позволяющий передвигаться в любую сторону и разворачиваться на месте. С его помощью предполагалось выполнять поиск на завершающей фазе, эвакуацию космонавтов к «трёхоснику» с обогреваемым салоном.
Впоследствии «шнек» должен был волоком «притащить» спускаемый аппарат к грузовому «трёхоснику», который доставлял его в нужное место. Окончательной фазой операции считалась транспортировка грузовым «трёхосником» «шнека» на базу для обеспечения осмотра и обслуживания самого маленького, но такого всемогущего «вездехода».
Проектирование комплекса началось в 66-м году. Прежде, чем вышли на описанный выше вариант, прошли несколько экспериментальных решений, о которых читайте в следующих публикациях.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .