Когда только начинали, мы испытывали большой пиетет перед Европой, привитый россиянам, вероятно, еще со времен Петра I. Поработав поплотнее, убедились, что устроены многие европейские предприятия далеко не идеально.
Есть у них и проблемы, которых у нас нет, — например, с трудовым законодательством. Чтобы понять, что у нас хорошее трудовое законодательство, надо было поработать с немцами и итальянцами (все познается в сравнении!). Про французов мы уж не говорим. Пожалуй, только в Англии нормальное (то есть близкое к привычному российскому) трудовое законодательство.
Неприятно удивила стоимость рабочей силы в Европе (в разы больше, чем у нас), и тут наши наработки по автоматизации, использованию механических систем оказались очень кстати. Мы, конечно, знали, что производительность труда у нас как минимум раза в три выше среднероссийской, и гордились этим.
Но оказалось, что и на европейском уровне мы по этому показателю смотримся достойно: производительность труда у нас в два раза выше, чем у многих европейских предприятий. Наши подходы для Европы оказались просто неоценимыми, хотя в начале пути, много лет назад, мы об этом и не задумывались. Cейчас подтягиваем наши европейские предприятия к своим среднероссийским показателям. Из позитивного — в Европе у нас не было ни одной негативной истории, связанной с контролирующими и проверяющими организациями <…> В Европе отношение уважительное, никто тебя с лету ни в чем не обвиняет, не пытается оштрафовать<…> На Западе бизнес, соблюдающий все законы и нормы, особенно производственный, пытаются всячески поддерживать.
Что нас еще искренне удивило: на реконструкцию предприятия по производству стекловаты в Шотландии мы быстро получили субсидии, грант правительства Шотландии — и это в условиях очень сложных политических отношений. Мэр города устроил прием в честь нашей делегации: видно было, что они очень серьезно относятся к развитию бизнеса.
В Германии тоже были встречи с местными властями: отношение у них позитивное, но материально оно пока ничем не было подкреплено. В Италии контактов с властями практически не было. Структура потребления в Европе отличается от нашей. Там, например, имеют силу закупочные кооперативы <…>
Во многих странах, в том числе в странах ЕС, закупочные кооперативы — важная часть экономики (при соблюдении определенных условий: к примеру, получаемая кооперативом скидка должна транслироваться покупателям, кооперативы не должны занимать более 15 процентов рынка), а у нас это считается преступлением и приводит к конфискации имущества и тюремным срокам <…>