Найти тему

Поехали! О городах Гагарина

Немного о городах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос.

В связи с юбилеем первого полёта человека в космос многие причастные (и непричастные) люди, организации и целые города вспоминают о своих связях с Юрием Алексеевичем Гагариным.

Вот как раз о городах я бы и хотел сказать пару слов.

Место приземления Гагарина.
Место приземления Гагарина.

Естественно, самый «причастный» населённый пункт, который даже не город – это деревня Клушино на Смоленщине. Родина Гагарина.

На 9 марта 1934 года, на дату рождения первого космонавта планеты Земля, область называлась Западной областью РСФСР. Сейчас – Смоленская область.

А район сейчас называется Гагаринским. Город Гжатск с районом переименовали в честь Гагарина после его трагической гибели в 1968 году.

Ещё есть «причастный» Оренбург, где Гагарин учился в авиаучилище, и Мурманск, точнее, военный городок в Луостари Мурманской области, где он служил в 769-м истребительном полку ВВС Северного флота.

Естественно, «причастны» подмосковный Звёздный городок и казахстанский Байконур.

А ещё есть Саратов и Энгельс, сыгравшие свою, в чём-то неожиданную, роль в судьбе первого космонавта Земли.

Некогда здесь располагался Саратовский индустриальный техникум. А ныне это учреждение зовётся Профессионально-педагогический колледж СГТУ имени Ю.А. Гагарина. Фото автора, 2016 г.
Некогда здесь располагался Саратовский индустриальный техникум. А ныне это учреждение зовётся Профессионально-педагогический колледж СГТУ имени Ю.А. Гагарина. Фото автора, 2016 г.

Первая попытка «понаехавшего со Смоленщины» закрепиться в Москве, куда Гагарин перебрался в 1949 году, не вполне удалась. В августе 1951 года, в семнадцатилетнем возрасте, Юрий Гагарин, после Люберецкого ремесленного училища, которое он совмещал с вечерней рабочей школой, поступает на литейное отделение Саратовского индустриального техникума.

Ю.А.Гагарин, книга «Дорога в космос» (1961 г.):

«Саратов нам понравился. Мы приехали туда в августе. Устроились в общежитии на Мичуринской улице, в доме №21, — и сразу на Волгу. На берегах этой красивой реки родился великий Ленин. Мы долго стояли на пристани, любуясь быстротой течения, необозримыми далями».

Сейчас того здания на улице Мичурина, 21, уже нет. Зато есть «Алфавитная книга призывников 1934 года рождения на 306 листах»:

-3

Казалось бы, из Москвы «в деревню, в глушь, в Саратов». Но тут в судьбе Гагарина как раз и происходит поворотный момент. Пусть поначалу он и идёт по обычному пути молодого рабочего-спортсмена.

«Дорога в космос»:

«Начались занятия в техникуме. Он находился на улице Сакко и Ванцетти. Обстановка здесь была значительно серьёзнее, чем в школе и ремесленном училище».

Эта улица в Саратове по-прежнему носит имя казнённых в США итальянских анархистов, и техникум остался на прежнем месте. Разве что теперь это не техникум, а Профессионально-педагогический колледж Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина.

В апреле «именитость» заведения видно лучше, листва не загораживает. Фото автора, 2021 г.
В апреле «именитость» заведения видно лучше, листва не загораживает. Фото автора, 2021 г.
«Стипендию получали мы небольшую — пятьдесят рублей в месяц на первом курсе и сто рублей на последнем. Хотя государство обувало нас, одевало, кормило, всё же приходилось строго рассчитывать свои расходы. Однако мы находили средства и на то, чтобы ходить в театр и в кино. В Саратове хороший оперный театр».

В конце 1954 года двадцатилетний Гагарин записывается в Саратовский аэроклуб ДОСААФ. Вообще туда брали только выпускников, но в этот раз допустили и четверокурсников. Вот это решение Гагарина и стало судьбоносным.

Гагарин у учебного самолёта Як-18 с бортовым номером «жёлтая 6» на аэродроме Саратовского аэроклуба ДОСААФ. Ныне это аэродром «Дубки», на котором базируется Саратовский Аэроклуб имени Ю.А.Гагарина.
Гагарин у учебного самолёта Як-18 с бортовым номером «жёлтая 6» на аэродроме Саратовского аэроклуба ДОСААФ. Ныне это аэродром «Дубки», на котором базируется Саратовский Аэроклуб имени Ю.А.Гагарина.

Благодаря аэроклубной подготовке (все экзамены он, как обычно, сдал на «отлично»), Гагарин стал курсантом Оренбургского авиационного училища (осенью 1955 года). И вместо карьеры рабочего-литейщика пошёл по гораздо более интересной стезе военного лётчика.

«Товарищи уезжали, а я всё никак не мог оторваться: крепкими корнями врос в землю Саратовского аэродрома… Я не мог бросить начатое дело. И когда в аэроклубе сказали, что на днях курсанты отправятся в лагеря, я согласился ехать туда».
Тот самый Як-18, на котором летал Ю.А.Гагарин в Саратовском аэроклубе, ныне находится в Саратовском краеведческом музее. Фото автора, 2021 г.
Тот самый Як-18, на котором летал Ю.А.Гагарин в Саратовском аэроклубе, ныне находится в Саратовском краеведческом музее. Фото автора, 2021 г.

При наборе в первый отряд космонавтов иной кандидатуры, кроме военного лётчика-истребителя, даже не представляли. Вот тут-то звёзды и сошлись – благодаря аэроклубу Гагарин стал лётчиком-истребителем, благодаря своей профессии попал в первый отряд космонавтов. И уж там смог реализовать свои выдающиеся способности по полной программе. И гагаринскую улыбку теперь знает всё прогрессивное человечество.

В Саратовском аэроклубе Гагарин освоил учебный Як-18, в чём достиг немалых успехов. В армии, в строевом полку, летал на МиГ-15. Супер-результатов там не показал – просто не успел, оставшись лётчиком 3-го класса. (А при его характере супер-результаты пришли бы, безусловно).

Молодого, целеустремлённого, ответственного и мотивированного лётчика, во всём стремившегося к самым лучшим результатам, приняли в первый отряд космонавтов. Дело было в конце 1959 – начале 1960 года, старшему лейтенанту Гагарину было двадцать пять лет. (И никто не посмотрел, что в его анкете было написано «Находился на временно оккупированной территории в период с октября 1941 г. по апрель 1943 г.»).

Среди прочего, космонавты проходили интенсивную парашютную подготовку. Ведь им, с определённого момента, предстояло спускаться на собственном парашюте, отдельно от спускаемого аппарата. Проводилась эта подготовка в знакомых Гагарину местах – на аэродроме города Энгельс, что расположен напротив Саратова, на другом берегу Волги. С 13 апреля по 20 мая 1960 года отряд космонавтов практически в полном составе «прыгал» на энгельсском аэродроме. Точнее, готовились на тренажёре и потом вылетали на прыжки с него, а прыгали подальше от населённых пунктов, в энгельсской левобережной степи. (Часть подготовки с приводнением после прыжка проводилась на Чёрном море, осенью).

Ан-2 в Энгельсском Музеее Дальней авиации, что на территории энгельсской авиабазы. Согласно городской легенде именно этот самолёт участвовал в парашютной подготовке космонавтов в 1960 году. Сюда же, на территорию авиабазы, доставили Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года после приземления. Фото автора, 2017 г.
Ан-2 в Энгельсском Музеее Дальней авиации, что на территории энгельсской авиабазы. Согласно городской легенде именно этот самолёт участвовал в парашютной подготовке космонавтов в 1960 году. Сюда же, на территорию авиабазы, доставили Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года после приземления. Фото автора, 2017 г.

Книга «Феномен Гагарина», В.И.Россошанский (2011 г.):

«Были космонавты и в Саратове. Вероятно, это было на 1 Мая. Все космонавты получили увольнение и приехали в наш город «трамвайчиком», как называют у нас «Омики». Автодорожного моста, соединяющего Энгельс и Саратов, тогда еще не было. С ними был руководитель Е.Петров, но гидом, конечно, был Юрий Гагарин. Он знал все достопримечательные места и охотно показывал их друзьям. Были в центре, стояли у памятника Чернышевскому, были в парке «Липки», возможно, у здания индустриального техникума. Это рядом. Побывали на площади Революции... Потом они разошлись».

Тут можно вспомнить, что как раз 1 мая 1960 года у Свердловска был сбит американский самолёт-разведчик U-2 управляемый пилотом Ф.Пауэрсом. Не зря Гагарину на шлеме нарисовали краснобуквенное «СССР», чтоб, не дай бог, не приняли за шпиона «без знаков различия». Ну и не зря местные жители сразу после его приземления отнеслись к Гагарину насторожено. Мало ли что.

И так уж совпало, что благодаря парочке нештатных ситуаций при спуске, 12 апреля 1961 года Гагарин приземлился не в казахстанских степях, и не в степях волгоградских (на тот момент ещё звавшихся сталинградскими). А во вполне знакомых ему степях саратовских, а точнее – энгельсских, левобережных. И даже не совсем в степях. Всего в пятнадцати-двадцати километрах от города Энгельс, и в четырёх километрах от Волги.

Сам Гагарин в книге «Дорога в космос» про это говорит так:

«В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловка. Случилось, как в хорошем романе: моё возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте».
Спускаемый аппарат Гагарина с прилетевшим с энгельсского аэродрома вертолётом Ми-4 на заднем плане, 1961 г.
Спускаемый аппарат Гагарина с прилетевшим с энгельсского аэродрома вертолётом Ми-4 на заднем плане, 1961 г.

Да, написать о том, что район был отнюдь не «заданный» тогда, в 1961 году, не могли.

Как и написать про то, что Гагарин и его спускаемый аппарат с семикилометровой высоты спускались на парашютах раздельно. (Отсюда, кстати, и разночтения в версиях «встречи». Ведь «шарик» спускаемого аппарата приземлился раньше космонавта, и нашли их, в пяти километрах друг от друга, не одновременно и разные люди). Гагарин вообще очень обтекаемо говорит об этом моменте (или, скорее, генерал Н.П. Каманин очень хорошо этот момент отредактировал). Потому и ещё одно «совпадение», место парашютной тренировки, не упомянуто.

С места посадки, первого космонавта оперативно доставили на аэродром в Энгельс, где всего год назад он тренировался в парашютных прыжках. И уже оттуда, после докладов, интервью и прочих официальных и неофициальных мероприятий и первых «фотосессий» Гагарин вылетел в Самару. Ну, а после, уже 14 апреля – на торжественный приём в Москву.

Чтобы подчеркнуть «космическое» имя нового саратовского аэропорта «Гагарин» (открыт в середине 2019 года), в нем установлен спускаемый аппарат «Фотон-М». (Эта серия беспилотных научных аппаратов летала через 40-50 лет после Гагарина). Фото автора, 2021 г.
Чтобы подчеркнуть «космическое» имя нового саратовского аэропорта «Гагарин» (открыт в середине 2019 года), в нем установлен спускаемый аппарат «Фотон-М». (Эта серия беспилотных научных аппаратов летала через 40-50 лет после Гагарина). Фото автора, 2021 г.

Место приземления Гагарина и комплекс, построенный там, это отдельная песня. Место достаточно известное, посещаемое и многими освещённое. В конце концов, каждый год на День космонавтики там проводятся праздничные мероприятия, в «круглые», юбилейные даты – вполне себе торжества. Разве что ковидные 2020-2021 гг. выбиваются. А что насчёт самих Саратова и Энгельса?

В знаменитом своей разнообразнейшей технической коллекцией саратовском Парке Победы «космические экспонаты» тоже есть, но тоже «не гагаринские». Фото автора, 2018 г.
В знаменитом своей разнообразнейшей технической коллекцией саратовском Парке Победы «космические экспонаты» тоже есть, но тоже «не гагаринские». Фото автора, 2018 г.

Какая-нибудь «Улица имени» – вещь эфемерно-умозрительная, её не пощупаешь, не сфотографируешь. А вот с монументальным творчеством, в отличие от Москвы, в Саратове с Энгельсом долгое время не складывалось.

Памятник Гагарину в Саратове, на Набережной космонавтов. Фото автора, 2021 г.
Памятник Гагарину в Саратове, на Набережной космонавтов. Фото автора, 2021 г.

Только в 1995 году в Саратове, на набережной Космонавтов появился памятник Юрию Гагарину. В неожиданной форме – не «космической», не «ракетной», вполне обыденно-гражданской.

Если сориентироваться по карте, Гагарин целеустремлённо идёт от своего саратовского техникума в сторону энгельсского аэродрома, фото автора 2019 г.
Если сориентироваться по карте, Гагарин целеустремлённо идёт от своего саратовского техникума в сторону энгельсского аэродрома, фото автора 2019 г.

В Энгельсе памятник под названием «Перед полётом», разряда «городская скульптура», был открыт только в 2017 году, тоже на набережной. (Из-за наличия в городе улицы Космонавтов, набережную в их честь уже не назвали). На энгельсском памятнике Гагарин запечатлён вместе с Королёвым. Ну, а на лавочку между ними может усесться любой желающий.

Металлические Гагарин и Королёв на энгельсской набережной. Фото автора, 2017 г.
Металлические Гагарин и Королёв на энгельсской набережной. Фото автора, 2017 г.

(Версия для LiveJournal)