Найти тему
КиноЮлия

Дети имеют правобыть плохими! Не запрещайте ребёнку злиться

У моей дочки есть рассказик небольшой - называется "Подсвечник" - он о её церковном детстве. Если интересно, могу опубликовать здесь. Интересен рассказ тем, что вызывает в церковной среде резко негативную реакцию, хотя описывает всё очень честно и ярко.

В рассказе действие разворачивает среди детей вокруг подсвечника в храме
В рассказе действие разворачивает среди детей вокруг подсвечника в храме

По-моему, его ценность именно в том, что написан он с изрядной долей самоиронии и не щадит никого)

После публикации в местной газете, редактора закидали письмами с обвинениями в неправославности текста. И это было аж 15 лет назад. Но и на ФБ лет 5 назад под этой публикацией возникла дискуссия. Женщины спорили - так ли хороша главная героиня и вспоминали себя в детстве.

Оказывается, все мы разделялись тогда на обидчиков и обидимых.  Типа это только в детстве? Ну-ну) А главное - решили, что церковная среда учит детей осуждать и делить общество на своих и чужих, хотя должна бы - наоборот. А я думаю иначе.

Я думаю, что дети в Церкви не становятся ангелами по одному факту прихода родителей к Богу. Дети остаются детьми, в какой бы атмосфере их не "взращивали". Я не согласна, что церковная среда в этом смысле плоха и наделяет детей ханжеством и лицемерием. Отнюдь. Плохого и гадкого везде полно.

Да, дети впитывают окружающее, как губка, и это не хорошо и не плохо. Это нормально. И не так уж важно, в ограде ли Церкви это происходит, или вовне. Они впитывают, но при этом остаются детьми - со всеми своими несовершенствами и достоинствами.

Дети умеют обижать и обижаться
Дети умеют обижать и обижаться

Никуда не девается детская жестокость и ненависть - да, они способны сильно ненавидеть. Они не умеют ещё смешивать чувства, поэтому не разбавляют обиду любовью и пониманием. Они ненавидят со всей силой.

Буквально пару лет назад самая младшая и самая отходчивая и незлобивая из моих детей так сильно обиделась на меня, что сидела в своей комнате и причитала: "Пусть мама уедет в Москву! Пусть все взрослые уезжают! Мне будет лучше без них, потому что они меня не понимают! Я и без них проживу! Я не хотела есть, и поэтому не пришла с прогулки. А теперь захотела! Пусть мама уедет!"

Вы думаете, я огорчилась, всё это услышав? Нет, я обрадовалась. Потому что это здОрово, что ребёнок может это вслух высказать, сформулировать свои претензии, понять, что он зол и сердит. Потому что - ну нет, не святые и не ангелы наши дети. И они имеют право на свои чувства, даже самые плохие.

И нам лучше знать, что у ребёнка в душе, чтобы ориентироваться хоть немножко в его сложном детском мире. И Катин рассказ, по-моему, хорош именно этим. Она выразила все эти свои детские некрасивые и "неправославные" вроде бы чувства со всей искренностью. Никого не пожалела. "А кого нам жалеть? - как пел Саша Башлачёв. - Ведь ты, как и я, был сирота."

Помните своё детство? Мысли о сиротстве посещают ребёнка обязательно. В момент обиды кажется, что все твои родные и близкие, сколько бы их не было, тебя не любят и не понимают. Ты воображаешь, что ты сирота Козетта (или Гаврош) в своём собственном доме.

По-моему, дети так растут и развиваются, учатся взаимодействовать
По-моему, дети так растут и развиваются, учатся взаимодействовать

Но зато как радостно наблюдать, что тот самый ребёнок, который вот только что рыдал и выкрикивал гадости, выплеснув всю свою боль, может открыться новым чувствам. Дети не ангелы, но вот это их свойство прощать обиды и "переключаться" на добро - это и есть то самое, о чём говорил Господь, призывая нас: "Будьте, как дети!"

Дети умеют сильно ненавидеть и так же сильно любить. Со всей искренностью. Это не подделаешь, не сыграешь.И наша задача как раз и заключается в том, чтобы не давить в них эти чувства, не запрещать им злиться или расстраиваться, а позволить ребёнку развиваться, расти, учиться своими чувствами управлять. А это невозможно, если дети будут только казаться детьми - такими, как мы себе их представляем: удобными, добрыми, ласковыми. Доргие родители! Они не такие. Они разные.