«Благословенные места, редкой живописности окрестности. Кажется, что даже старый Нямунас, славно поработавший над их созданием, и сам был опьянен их красотой — стал метаться от одного края к другому… Закружилась голова у старика, и сам не понимал, в какую сторону течет, в каком направлении несет свои воды. Спасибо ему за это опьянение, создавшее уникальнейший памятник природы — 60-километровые Великие излучины Нямунаса. Ни одна из рек Европы так славно не потрудилась» Юстинас Марцинкявичюс.
В Литве я бывала много раз. Туристические изыскания ограничивались Вильнюсом, Каунасем, Тракаем и тремя курортами — Неринга, Паланга, Друскининкай.
Несколько лет назад мой лексикон пополнился словом «кинезотерапия» (κίνησις «движение» + θεραπεία «лечение»).
Собственно, поиски «где это делают» и завели в Бирштонас (Birštonas), маленький городок с населением 2.5 тыс. человек, один из старейших (как выяснилось) бальнеологических курортов страны.
Город довольно древний, ведет историю с 1382 года. Переживал подъемы и упадки. Говорят, «Бирштонас проживает 7-ю жизнь».
Впервые упомянут в записках прусского хроникера Вигандаса Марбургского, сопровождавшего армию маршала Куна фон Хатенштейна. Военачальник разделил войско на три части для нападения на Алитус, Пуню и Бирштонас.
В 1384-1402 году крестоносцы описывают поселение, как «усадьбу с соленой водой» (Birsten) и хорошо укрепленным деревянным замком (не сохранился) на крутом обрыве Нямунаса.
После Грюнвальдской битвы (1410 год) набеги тевтонцев прекратились. Окрестности Бирштонаса превратились в любимые охотничьи угодья князей Великого княжества Литовского. С окончанием правления династии Йогайлы знатные вельможи перебрались в Пренай.
Городок пришел в упадок и надолго погрузился в дрему.
В XIX веке в моду вошло лечение минеральными водами. Изучением источников занялся врач Бенедиктас Билинскис. В 1854 году министр внутренних дел России подписал разрешение на учреждение курорта. До Первой мировой войны было построено 3 гостиницы на 200 номеров и оборудовано 72 ванны.
Во время военных действий город сильно пострадал, а у литовского государства не было денег на его восстановление. Только в 1924 году при участии Красного Креста началась модернизация курорта. Курхаусы получили электрическое освещение, водопровод, канализацию. Кроме минеральных вод началось использование торфяных грязей.
К этому периоду относится устройство курортного парка.
Во время Второй мировой войны значительного ущерба не случилось. В 1945 году санатории начали работать.
Узник гитлеровского концлагеря «Штутгоф», литовский прозаик и публицист Балис Сруога во время лечения на Белой вилле (Санаторий «Tulpe») написал знаменитые мемуары «Лес Богов».
С 1960 года строительство новых объектов шло активно, курорт приобрел популярность в СССР.
Что сейчаc?
Бирштонас выглядит образцово показательным европейским городком, весьма зажиточным.
Когда в нашем телевизоре происходит всплеск на тему «как тяжело живет литовский народ под пятой ЕС», я всегда вспоминаю добротные дома,
шикарный парк, хороший асфальт, ухоженное кладбище, множество приятных глазу ландшафтных и скульптурных мелочей и думаю «О-ля-ля, нашим малым городам и не снились подобные «тяготы».
Бирштонас раскинулся на берегу Немана и немного вглубь. Куда бы вы не пошли, непременно выйдете к реке.
«Великие излучины Нямунаса» с трудом поддавались пониманию древних речников. Даже на достаточно точной карте Великого княжества Литовского «Magni Ducatus Lithuaniae» (1613 год) картографы не смогли отразить их правильно. Первое точное описание относится лишь к 1852 году.
В старину п утешественники старались обходить загадочные места стороной.
Истинная причина извилистости так и покрыта тайной. Некоторые геологи считают, что петли образовались благодаря пересечениям разломов земной кары.
Тектонические сбросы заставили русло петлять по этим формам. Гипотезу подтверждают и выходящие на поверхность источники минеральных вод.
Когда-то с Бирштонского отрога был виден Неман, текущий с одной стороны на запад, а с другой — на восток. Теперь эта уникальная панорама закрыта лесом.
Городская набережная любимое место прогулок отдыхающих и местных жителей.
Как положено, в Бирштонасе есть красивый костел в неоготическим стиле.
Спроектирован в 1900 году польско-литовским архитектором Вацлавом Михневичем. Освещен в 1909 во имя Святого Антония Падуанского. Службы проходят ежедневно , иногда по вечерам - концерты органной музыки.
В бывшем доме настоятеля костела открыт Сакральный музей. Да, признаться , первый объект с таким названием на моем длинном туристическом пути. Интересная экспозиция, посвященная истории края, религиозным обрядам, этническому искусству и двум выдающимся представителям литовского духовенства - кардиналу Винцентасу Сладкявичюсу и блаженному архиепископу Теофилиюсу Матулёнису.
В симпатичной деревянной вилле, построенной в 1933 году лесничим Антанасом Катяле, работает Музей Бирштонаса. По сути — этнографический.
Старый парк имени Витовта Великого начинается на Замковой горе и занимает значительную площадь в центре города. Территория совершенно очаровательная. Здесь же находится старинный бювет и Вилла минеральных испарений «Бируте».
Летом 2019 года в Бирштонасе открыли самую высокую обзорную башню Литвы. Позже я расскажу, почему нам не довелось насладиться обещанной шикарной панорамой.
Города Вильнюс, Каунас, Тракай совсем недалеко.
Единственная проблема, чтобы увидеть достопримечательности нужно вырваться из крепких санаторных объятий. Устройство лечебно-курортного процесса тема следующего эссе.