Несколько своих рейсов я отработал в азиатском регионе на относительно небольшом танкере, длиной 185 м и дедвейтом 50 тысяч тонн. Ходили в основном из Сингапура в Китай, а иногда проскакивали рейсы на Японию и Южную Корею. Восточно-Китайское и Жёлтое моря славятся своими лихими китайскими рыбаками и их сетками, которыми просто усыпана вся морская гладь! Их реально тысячи! Каждый едет, как хочет и куда хочет, плевать они хотели на морские "ПДД" и с ними бывает очень сложно расходиться.
Но как говорится, все приходит с опытом. Оказывается с ними можно и не расходиться, сами объедут;-) Шутка конечно, но зачастую просто визуально выбираешь небольшой коридор и едешь между сетками и отгоняешь рыбаков судовым тифоном (гудком), а они в свою очередь защищают свои сетки и "бросаются под колеса". За одну вахту устаешь так, как не уставал наверное никогда, постоянное напряжение и готовность к немедленному маневру!
Пик рыболовного сезона в Китае приходится на осень, особенно сентябрь-октябрь. С мая по август на рыбную ловлю действует мораторий Китая и ловить якобы запрещено. Хватает конечно тех, кто просто выключает АИС (автоматическая идентификационная система) и ловит рыбу на свой страх и риск. В этот период наблюдается заметное снижение рыболовных судов и трафик в этих районах не такой плотный.
Надо сказать, что помимо рыбаков в Китае великое множество небольших грузовых судов (длиной до 100 метров), которые так же не соблюдают правила расхождения МППСС-72 и абсолютно не разговаривают на английском языке.
Случалось много нестандартных ситуаций с рыбаками, когда их было настолько много, что в принципе расходиться с ними бесполезно, просто видишь на горизонте небольшую "дырку" и едешь туда, по пути разгоняя рыбаков тифоном, а ночью "Алдисом" (сигнальная лампа, прожектор).
По опыту сразу скажу, что на Алдис и тифон они слабо реагируют, лучше работает китайский лазер, который я купил в Китае за 10 баксов. Светит будь здоров! У меня двухцветный: красный и зеленый луч. У зеленого луча заявлена дальность - 100 миль, не знаю насколько это правда, но до видимого горизонта точно бьет! Так же на него есть насадка, благодаря которой можно устроить прям лазерное шоу, очень красиво! Использую его только в море в крайних случаях.
Самая интересная ситуация у меня приключилась с китайским грузовым судном (90 метров в длину). Мы направлялись в китайский порт Чжоушань (Zhoushan). До зоны ответственности Нинбо VTS (Система управления движением судов) было около 10 миль, рабочие каналы на УКВ радиостанции выставлены заранее. Грузовое судно слева резало нам курс по носу, явно шло на пересекающихся курсах и не было обгоняющим. Его скорость на три узла была больше и сближались мы довольно быстро. По всем правилам китаец должен был отвернуть нам на корму или же взять левее и пройти у нас по носу на безопасном расстоянии. САРП показывал, что дистанция кратчайшего сближения 1 кабельтов, а иногда и 0!
Понимая, что ситуация может развиться до неприятной, за 8 миль до сближения я начал вызывать это судно по всем возможным каналам, начиная с 16 и заканчивая двумя рабочими каналами Ningbo VTS. Мои попытки не дали никаких результатов и я сразу же вызвал Нинбо VTS. Объяснив им ситуацию, убедительно попросил оказать содействие и дать грузовому судну рекомендации, чтобы безопасно разойтись с нашим танкером. Оператор СУДС ответил мне: "Ok, ok...", но в течение 5 минут ситуация не поменялась.
В общем разговоры с VTS не помогли никаким образом. В целом я понимаю, все плюсы и минусы разговоров по рации, чем это чревато и какая может быть цена. Стоит только вспомнить про столкновение пассажирского парохода "Адмирал Нахимов" и балкера "Пётр Васев" в Цемесской бухте порта Новороссийск. Сразу все встает на место!
До судна оставалось 3 морских мили, а маневра все нет...в таких ситуациях нет времени выяснять кто прав, а кто виноват и нужно совершать манёвр своими силами для предотвращения столкновения. Да, по всем правилам китайское судно должно было нам уступить дорогу, но этого не делало. Справа от нас глубины не позволяли, например, лечь на циркуляцию, много банок. Капитан поднялся на мост и уже был готов действовать.
Владимир Алексеевич, принял решение, сбавлять скорость и пропускать китайца, но это сначала не сильно помогало, попутное течение несло нас на всех порах на опасное сближение. Тогда мне пришла в голову хорошая идея и вот, что я сделал:
На ЭКДИС молниеносно нашел большое судно-контейнеровоз (почти 300 метров в длину) с китайским названием и вызвал его по УКВ на 16 канале. Мой китайский коллега приятно удивил и сразу мне ответил. Повезло, что он бегло разговаривал на английском языке и мы довольно быстро поняли друг друга. Я попросил его вызвать грузовое судно с "таким-то" названием и позывным, чтобы он сказал своему соотечественнику безопасно разойтись с нашим танкером.
Он с удовольствием мне помог и вызвал грузовое судно на 16-м канале, это было слышно по названию. Беседа их продолжалась около минуты и китаец, которого я попросил помочь, вставил "по первое число" китайцу с грузового судна. Буквально через пол минуты мы визуально увидели, как судно отворачивает вправо и берёт нам на корму.
В результате наш танкер безопасно разошелся с китайским судном, я был очень благодарен своему коллеге, который откликнулся и помог. Капитан даже похвалил за смекалку, но потом "прочитал" целую лекцию про разговоры по УКВ и какой может быть цена всех этих "договариваний"!
Как вы относитесь к тому, чтобы договориться по УКВ перед расхождением?
Безумно благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓