Поль Гоген чуть ли не в 40 лет отправился на Таити. Именно там он создал одно из самых известных своих произведений «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».
Читать картину нужно справа налево. Каждая из групп фигур — это вопрос. Три вопроса — три группы.
Женщины с ребёнком — это зарождение жизни. Спящий ребенок — это душа человека до ее земного воплощения. И собака здесь — символ бед, которые поджидают на земле.
Средняя группа — зрелость. Мужчина, срывающий плод, — символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания.
В отдалении стоят две фигуры, одетые в пурпур. Они олицетворяют беспокойство человека, который терзается вопросами о своей судьбе.
Женщина в черном символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях.
В третьей группе символом приближающейся смерти является пожилая женщина, она погружена в размышления, а белая птица у ее ног обозначает бесполезность слов.
Почти на всех таитянских работах Гогена есть идолы и тотемы. Это символ потустороннего мира, жители которого так или иначе влияют на жизнь людей, по мысли художника.
Контекст
Полотно «Откуда мы пришли?..» стало результатом многолетних размышлений Гогена о смысле жизни и сопутствующих темах. Как известно, однозначных ответов на такие вопросы не существует.
К моменту создания полотна он уже несколько лет жил на Таити. Ни семьи, ни денег, ни здоровья. Гоген был, мягко говоря, расстроен. Яркие краски Океании не могли закрыть ужаса одиночества и ущемленного эго.
Безденежье и болезни доконали Гогена окончательно. Он установил срок: если в январе 1898 года ситуация не облегчится, помру.
Вскоре деньги прислали, и Гоген решил вернуться в Европу полечиться. На полтора года он оставил кисти и холсты. Художник был в депрессии, утверждал, что исписался, а Париж уже не тот, и нет ни в чем красоты и вдохновения. Тогда он вспомнил о своей давнишней идее отправиться на Маркизские острова, где и провел остаток дней.
Детство Поль провел в Перу в доме родственников матери. Воспоминания о тех местах, их ярких красках и таинственных образах не отпускали Гогена и после возвращения в Париж.
Должность биржевого брокера, женитьба, рождение детей. Карьера идет в гору, семья крепнет. Но Гогену не хватает ярких впечатлений, вкуса жизни. Он обращается к искусству: сначала как коллекционер, а затем пробует свои силы и как художник. Под крыло его взял Камиль Писсаро.
Это сегодня подобные эксперименты воспринимаются как попытка самоопределения, поиск пути и т. п. А век назад это была пощечина морали.
Гоген тяготился привычными видами Европы. Искусственные, лживые люди, эмоции, урбанизация. Нет-нет, Поль не согласен. Его тянуло в дикую природу, которая дышит первобытной страстью. Таити он выбрал как спасительный уголок.
Поначалу, конечно, впечатленный островом, его природой и культурой аборигенов, он писал много, очень много. Но довольно скоро накопленные деньги закончились, вернулись депрессия, раздражение из-за финансовых проблем, еще и здоровье ухудшалось. В общем, рай перестал работать.
Примерно то же произошло и на Маркизских островах через несколько лет. Первое время — эйфория, всплеск творчества. Построенную на острове хижину Гоген окрестил «домом наслаждений». Там открылось новое творческое дыхание.
После его смерти все имущество ушло с молотка. Большая часть рисунков и акварелей художника была отправлена на помойку местным оценщиком, который назвал их непотребными картинками.
Уже после кончины Гогена Европа увидела его фантастический, полный красок мир. В начале XX века в Париже выставили 227 его работ.