Приветствую на канале!
Недавно появилась интересная новость на тему того, что корветы проекта 20386 решено отменить и якобы даже остановлено строительство. Однако через пару дней вышло опровержение в виде спуска на воду корпуса корвета. Что там с ним происходит и на что этот корабль способен мы сейчас и выясним.
Начнём со спуска. Его производили без информационного шума, так как данный спуск технический. Фактически, кораблю ещё очень долго до полноценного завершения, но около половины работ по нему сделано и это факт. Почему спуск совершён раньше времени? Причина в огромной загруженности верфи, где стараются искать любые методы для ускорения выполнения заказов. Не секрет, что проект 20386 – это экспериментальный корабль, который строится в единичном экземпляре (но в случае успеха его ждёт серия). Цель проекта – понять, нужен ли такой корвет флоту и оправданы ли риски, в первую очередь связанные с модульной концепцией. Это значит, что состав вооружения на «Меркурии» не фиксирован и может меняться в зависимости от ситуации, но об этом чуть позже. Так вот, пока корпус корабля спущен на воду и достраивается на плаву, его место в эллинге займёт другой – недавно Минобороны сделало очень крупный заказ на предшественника этого корвета, а именно корабли проекта 20380 и 20385. Они уже проверены временем и серьёзными испытаниями, да и к тому же очень нужны флоту.
Но вернёмся к «Меркурию». Главной особенностью корабля-эксперимента, как уже сказано выше, является модульность конструкции. Иногда можно встретить понятие «открытая корма», но сути дела это не меняет. По задумке такие корабли должны поставляться на флот с минимальным набором вооружения, что автоматически делает их гораздо дешевле и проще. А если корабль дешёвый и простой, то и сделать их можно гораздо больше – то, что надо для нашего флота. Но в случае необходимости ударную мощь корабля можно многократно усилить с помощью так называемого контейнерного вооружения, разработки которого, и даже испытания, активно ведутся у нас в стране. Стоит отметить, что эта тема крайне сложная, и, например, американцы и их некоторые европейские союзники, не справились с поставленной задачей, а это говорит нам о многом. Пожалуй, самый известный такой отечественный «контейнер» - это четырёхзарядный «Калибр», фотографии которого можно легко найти с любого ракурса. В экспортной версии он называет Клаб-К. Ракеты в нём могут быть самые разные – противокорабельные, ударные, противолодочные. Всё это позволяет решать одному кораблю любые задачи, при условии наличия оборудования обнаружения, хотя с этим тоже нет никаких проблем - разработки идут и их много, начиная от буксируемых модульных ГАС и заканчивая контейнерами обеспечения действий водолазных групп.
Но что же «Меркурий»? Сколько он может таких контейнеров взять и насколько усилится его ударная мощь? По первоначальному проекту на корвете имеется 16 шахт комплекса «Штиль-1» - они неотъёмные и всегда присутствуют на корабле, что обеспечивает защиту на расстоянии до 50 км (в перспективе может и больше) практически от любых целей, будь то крылатая ракета или же истребитель. Также есть 8 ракет Х-35У для работы по кораблям противника на дистанции до 260 км. Этот комплект является уже в базе неплохим и прекрасно подходит для повседневных задач в ближней и дальней морской зоне. , Однако, по некоторой информации, корвет можно усилить тремя 40-футовыми контейнерами, что даст прирост в 12 ракет семейства «Калибр» (или другое вооружение). А это уже куда серьёзнее, чем, например, фрегаты проекта 11356Р, и корабль может нанести мощный удар в глубь территории противника. Причём остаётся место ещё для двух контейнеров поменьше – 20-футовых. В них могут находится системы ПВО/ПРО, которые также разрабатываются в этих габаритах. Всё это можно комбинировать в зависимости от ситуации. И что в итоге? Получится корвет, который мощнее фрегата. Конечно, у фрегата есть фора – он изначально имеет необходимый состав вооружения и готов к бою сразу, но здесь уже идёт борьба концепций, в ходе которой и строится корабль-эксперимент с целью выяснения жизнеспособности модульности. Понятное дело, что поголовно все корабли такими не будут, но всё же такая гибкость просто необходима нашему ВМФ в современных условиях.
Первоначальный спуск на воду ожидался в 2022 году, не ранее, а полноценная передача флоту в 2023 году. Неизвестно, насколько скорректируются сроки ввиду куда более раннего спуска, но ожидать чуда не стоит – корабль очень сложный, так как подобная концепция в новинку и здесь она применяется по полной. В любом случае, к моменту ввода в строй в нашей стране закончат испытания контейнеров с вооружением и корабль не будет ходить в море без серьёзного оружия.