Сравнение кассетных дек Dual C844 и С846
На моем канале есть несколько заметок про деки Dual C844 и С846.
Это машинки примерно одного класса, сходные по параметрам звуку. В этой заметке я хочу сравнить обе эти деки между собой. Цели выявить, что лучше у меня нет, они обе хороши.
Обе деки двухскоростные, имеют сквозной канал записи-воспроизведения, шумопонижение Dolby B-C, закрытый лентопротяжный тракт в двумя тонвалами и не имеют автореверса.
Функционально оба аппарата особо друг от друга не отличаются.
Первое, самое очевидное, что бросается в глаза. Размеры С844 существенно больше (в глубину) и чуть не вдвое тяжелее (9 кг), чем C846. Визуально, С844 с металлической передней панелью выглядит дороже. В начале 80-х цена С844 была около 700 долл. Годы выпуска С844 примерно 1981-1984.
Годы выпуска Dual C846 примерно 1985 — 1987 и даже было 2 цвета, серебристый и черный. Т.е. С846 пришел на смену С844.
Обе модели имеют довольно стильные стрелочные индикаторы. В этом отношении мне больше нравится С844. Субъективно. Дело вкуса.
На самом деле, различий, конечно, больше.
1. Привод тонвалов. ЛПМ обоих моделей имеет 2 одинаковых тонвала с маховиками.
Dual C844. Привод обоих тонвалов через пассик от специального двигателя.
Dual C846. Прямой привод одного тонвала, второй тонвал — через пассик.
Видимо из за этого немного другая логика работы привода тонвалов.
При включении деки оба тонвала начинают раскручиваться и вращаются постоянно, пока дека включена. Возможно, прямой привод не позволяет быстро набрать рабочую скорость вращения и разработчики решили проблему довольно просто. Надо сказать, такое решение я видел и у Akai (это не значит, что другие его не использовали).
У деки C844 тонвалы вращаются только при включении соответствующего режима работы ЛПМ.
2. DLL, установка и удаление кассеты.
Dual C844.
Крышки кассетного отсека нет ни у одной из дек. Разница только в механизме мгновенного останова.
Предполагается, что если вдруг захотелось вытащить кассету, а нажимать сначала на стоп не хочется, то можно обойтись и без этого. Кассету можно достать при любом режиме работы ЛПМ. Надо просто взяться за нее и вытащить. При этом перекрывается луч от светодиода (ИК), фотоприемник не получает сигнал и микропроцессор переводит ЛПМ в режим стоп. Если просто убрать руку и оставить кассету на месте, ЛПМ вернется в прерванный режим работы. С инженерной точки зрения изящно, с практической точки зрения — не знаю.
Dual C846.
Функция такая тоже есть. Логика работы та же.
Но датчик тут уже контактный, т. е. кнопка без фиксации (желтые стрелки на фото). Все проще, всего два кнтакта, ни каких оптопар и световодов.
На функциональности это никак не сказывается, в производстве — дешевле.
3. Управление режимами ЛПМ.
Dual C844. Управление основными режимами при помощи трех соленоидов. Причем при включении рабочего хода соденоиды срабатывают последовательно с некоторой задержкой. Сначала подводятся головки к ленте (средний соленоид), потом правый прижимной ролик (правый соленоид), а потом уже левый прижимной ролик (левый соленоид). Возможно, это сделано лишь для того, чтобы не было слишком большого броска тока при одновременном срабатывании трех электромагнитов.
Dual C846
Все гораздо проще.
Привод головок и прижимных роликов при помощи электродвигателя (помечен желтой стрелкой). Для перемотки отдельный двигатель (помечен красной стрелкой). Привод тонвалов — прямой (один тонвал — сам себе двигатель).
Такая конструкция работает тише, электричества расходуется меньше.
Мне лично больше нравятся электромагниты, как то монументальнее выглядит.
4. Регулировка усилия подмотки и перемотки.
Dual C844. Усилие подмотки и перемотки регулируется независимо друг от друга, так как для подмотки и перемотки используются разные приводы.
В ЛПМ нет капризных промежуточных фрикционных роликов (idler по-английски), которые по мере подсыхания резины требуют замены. Усилие перемотки со временем практически не меняется.
Штатно механизм привода подмотки имеет 3 градации. По мере износа фрикционной фетровой прокладки усилие можно увеличивать. Делается это довольно просто.
Dual C846
Привод перемотки и подмотки тут единый (как и у многих других дек с механизмом Sankyo).
Промежуточный фрикционный ролик подводится к подкассетнику автоматически при при вращении двигателя. Белый шкив (на фото) через диск сцепления (сцепление с проскальзыванием) соединен с двигателем, поэтому ни какого дополнительного управления режимами подмотки-перемотки не требуется. Усилие же регулируется перемещением белого шкива по оси наружу (меньше) — внутрь (больше).
Конструктивно — красиво, можно выставить любое усилие, но уязвимость в самом этом белом шкиве. Пластик со временем становится более хрупким и может просто банально развалиться, во-вторых, ни какой фиксации этого шкива нет, он держится только за счет силы трения и есть вероятность, что постепенно начнет под действием пружины сползать по оси наружу.
5. Схемотехника. Тут полный анализ я делать не буду, это и не нужно.
Так как модель С846 пришла на смену С844, можно предположить, что разработчики несколько оптимизировали и схемотехнику.
Управление обоими моделями осуществляет микропроцессор.
В С844 мне не понравилась реализация блока питания. По каким то причинам разработчики не стали заморачиваться подбором трансформатора питания и получилось так, что на регулирующих транзисторах в стабилизаторах падает слишком большое напряжение. В результате транзисторы вместе с небольшими радиаторами радиаторами разогреваются так, что на них вполне можно кипятить чайник или что нибудь пожарить.
У модели С 846 такого нет, трансформатор подобран более тщательно (общее энергопотребление тоже немного меньше) и штатного охлаждения вполне достаточно. Да и сами компоненты расположены более разумно.
Как итог, можно сказать, что несмотря на свой более «простецкий» вид дека Dual C 846 действительно была доработанным и улучшенным продолжением С 844.
Что касается качества записи — воспроизведения, то обе деки примерно на одном (довольно высоком) уровне, что вполне ожидаемо.
Насчет предпочтительности к тому или иному жанру ничего говорить не буду, это к журналу «Стерео», там этих баек сколько угодно.