Часто, обсуждая соотношение сил и потерь в боях на Восточном фронте, некоторые наши оппоненты в комментариях как-то принципиально пренебрегают авиацией сателлитов Германии как исчезающе малой величиной. Такие же выводы делаются и по вооруженным силам в целом. Совершенно зря. Ведь и в СССР в посчитанное историкосчетоводами "число самолетов" входят и И-153, и И-15, и Р-5, и отмобилизованные самолеты групп ГВФ, и многие другие раритеты, а также весьма условно боевые единицы типа МБР-2, который вообще иногда в бомбардировщики авиации Черноморского флота записывают.
Мы сознательно не включили в этот очерк авиацию Италии и Румынии, т.к. эти страны имели собственную авиапромышленность и заметно более сильные ВВС, чем указанные в заголовке союзники Гитлера. По финской авиации будет отдельный материал, Болгария же войну СССР, как известно, не объявляла. Но даже относительно немногочисленные авиагруппы словаков, хорватов и венгров таки воевали на Восточном фронте и наносили ущерб нашим войскам, участвовали в противопартизанских мероприятиях, по некоторым данным даже Москву бомбили вместе с немцами. Лишняя пара сотен самолетов это много или мало? Для 1942 года, когда в строй в СССР ставили самолеты, взятые из учебных частей и структур ГВФ, это очень солидный довесок к авиации противника. Не стоит забывать, что против СССР воевала тоже Коалиция - та самая пресловутая "вся Европа", которая "под пятой фашистов" исправно клепала им оружие и технику, самолеты в том числе, давала добровольцев, воинские контингенты, рабочих для фабрик, водителей для транспортных колонн и многое другое. Для тех, кто сомневается в данном утверждении, рекомендуем для чтения статью на нашем канале "Интересные факты, любопытные фотографии. Добровольцы СС из Европы на Восточном фронте".
Начнем наш рассказ с перевода трофейного документа о опознавательных знаках венгерских и словацких самолетов, датированного 1 июля 1941 года. Точнее, с его перевода. Перевод очень корявый, но что есть, то есть. Немецкий оригинал мы пока не нашли.
Документ интересен тем, что в нем указаны типы самолетов, которые использовались на Восточном фронте словацкими и венгерскими летчиками на конец июня - начало июля 1941.
"С 0 часов 2 июля 1941 в состав Армии входят воздушные соединения Словацкой армейской группы". О какой конкретно Армии идет речь, не вполне ясно, но, в любом случае, словаки воевали на южном участке Советско-Германского фронта.
Указаны два типа самолетов:
- Биплан-разведчик "Летов 328", точнее Letov S.328;
- Истребитель-биплан "Авиа Б534", точнее Avia B534.
Возникшее после Мюнхенского сговора и последующего раздела Чехословакии независимое государство Словакия получило в наследство и часть авиации - преимущественно из состава 3-го авиаполка ВВС Чехословакии. В их числе было 74 единицы Letov S.328.
Первым боевым опытом словацких ВВС, однако, стал конфликт с будущим "принудительным союзником" - Венгрией. В ходе кратковременного пограничного конфликта, возникшего на почве территориальных претензий, было потеряно, как минимум, три таких разведчика, пытавшихся бомбить венгерские войска.
Следующим боевым эпизодом стало нападение на Польшу в сентябре 1939 года вместе с Германией. 30 словацких самолетов поддерживали действия своей пехоты и потерь не понесли.
Против СССР действовала словацкая разведывательная авиагруппа из 30 S.328. К лету 1942 года от нее мало что осталось и уцелевшие самолеты немцы перевели в тыл для борьбы с партизанами. В 1944 12 уцелевших бипланов вместе с другими словацкими машинами приняли участие в Словацком национальном восстании, перелетев затем на территорию, контролируемую Красной Армией.
ТТХ Letov S.328:
Экипаж - 2 человека.
Силовая установка - 1 двигатель 635 л.с.
Размах крыла - 13.7 м. Площадь -67.1 кв.м.
Вес пустого - 1680 кг. Макс. взлетный - 2675 кг.
Максимальная скорость - 280 км/ч на высоте 1800 м.
время набора высоты 5000 м. -17 мин.
Дальность - 700 км.
Практический потолок - 7200 м.
Вторым типом бывших чехословацких самолетов, активно применяемым ВВС Словакии на Восточном фронте, стал устаревший, но все еще пригодный для условий войны в СССР, истребитель биплан Avia B534. Ведь и наша страна имела в составе истребительных полков еще много бипланов И-153 и даже И-15, по своим возможностям соответствовавших словацким истребителям.
60 Avia В.534 и 11 Вk.534 (вариант, вооруженный 20-мм пушкой, установленной на блок цилиндров мотора) достались Словакии после развала Чехословакии и приняли участие в войне с Венгрией в марте 1939 года, где в воздушных боях с итальянскими истребителями, имевшимися на вооружении венгерских ВВС, понесли потери, не выполнив своих задач. Более менее реабилитироваться словацкие истребители смогли только в ходе вторжения в Польшу, где таки умудрились сбить пару разведчиков и корректировщиков поляков.
Бывшие чехословацкие бипланы нашли свое место и в составе Люфтваффе, причем не только в учебных частях.
ТТХ В.534 4-й производственной серии:
Экипаж - 1 чел.
Силовая установка - один двигатель 835 л.с.
Размах крыла -9.4 м, площадь крыла -23.56 кв.м.
Вес: пустого - 1460 кг., взлетный - 1980 кг.
Макс.скорость - 405 км/ч на высоте 4400 м.
Время набора высоты 5000м -5.5 мин.
Дальность - 600 км.
Практический потолок - 10600 м.
Вооружение - четыре пулемета калибра 7.7 мм.
В войне против СССР участвовали порядка 25 таких истребителей в составе двух эскадрилий, которые были в большинстве своем потеряны к середине осени 1941 года, оставшиеся отвели в тыл и "загрузили" борьбой с партизанами.
В ноябре 1942 года словацкая истребительная эскадрилья появилась в составе Люфтваффе под обозначением 13. (slovak)/JG 52, что означает "эскадрилья 13 (словацкая) 52-й истребительной эскадры (Jagdgeschwader)". Как и весь состав эскадры, словаки летали на истребителях Мессершмитт Bf 109. Также словацкие летчики летали на знаменитых "рамах" - FW -189A-1, которых щедрые немцы поставили союзникам аж 14 штук.
Венгры вступать в войну с СССР не торопились, пытаясь изобрести некий "казус белли", а не просто присоединиться к походу на Восток. Поэтому на 1 июля 1941 года по приведенному выше документу участие их ВВС в боевых действиях только ожидается. Причем предполагается появление пока исключительно бомбардировщиков Ю-86 (Ju 86). Это были самолеты, которые венгры закупили в Германии еще в 1938 году. Ими вооружили два полка - 2-й и 3-й бомбардировочные. Машины успели "поработать" по словацким войскам в ходе приграничного конфликта 1939 года. На советско-германском фронте устаревшие "Юнкерсы" продержались до начала 1942 года.
Кроме Ю-86 в строю венгерских ВВС было еще много самолетов других типов - итальянского, немецкого и даже собственного производства. Мы расскажем подробно о них во второй части материала. Пока же представляем фрагмент из документа ЦАМО под названием "Обзор действий 5 ВА за октябрь 1944".
Среди действующих против 2-го Украинского фронта авиационных соединений противника упомянуты "венгерские ВВС неустановленной нумерации". Это октябрь 1944 года. Основные типы самолетов - Ju 87, FW 190, Bf 109, пролеты других типов (не немецкого производства) на участке действия частей 8 ВА не фиксировались.
А теперь пару слов о хорватах. Результатом оккупации Югославии немецкими и итальянскими войсками стало появление независимой Хорватии, что является характерным приемом построения "нового порядка" германского образца вообще. Наиболее самобытные этносы оккупированных стран получали статус "равноправных союзников", с помощью которых Рейх планировал контролировать новые территории, стараясь использовать максимально вековые межнациональные проблемы для своей пользы и получить в свое распоряжение дополнительные воинские контингенты.
Хорватские "легионы" дополнили немецкие войска на Восточном фронте, помимо того, что сражались с партизанами Тито. Летчики-хорваты воевали в специально созданных эскадрильях, организационно входящих (сверх штата) в соответствующие по типу немецкие эскадры (истребительные и бомбардировочные). Матчасть этих подразделений тоже была немецкой.
Ниже на фото командир 15-й хорватской эскадрильи 52-й истребительной эскадры люфтваффе (15.(Kroat.)/JG.52) бойник (майор) Франьо Джал (Franjo Džal) в кабине истребителя Bf109G-4, который был вторым хорватским пилотом, сбившим советский самолет. На борту его машины знак хорватского легиона и немецкие опознавательные знаки.
Хорватская авиация существовала и вне Люфтваффе, имея собственные, весьма характерные опознавательные знаки.
На фото ниже Мато Дуковац - знаменитый хорватский ас. Знаменит он даже не своими победами, а количеством смен лагеря. За кого только не воевал храбрый Мато! Дуковац был ранее летчиком югославских ВВС и честно воевал с немцами, хоть и не долго, затем так же решительно стал пилотом ВВС Хорватии и немецким союзником. История его приключений вызывает некие сомнения, но факт перелета от Тито в Италию (к Тито он попал якобы из советского плена), где летчик сдался американцам, сомнений не вызывает. Конец войны заставил Мато задуматься о карьере солдата удачи. Хорватский истребитель принял участие в первых столкновениях арабов с евреями, ознаменовавших создание государства Израиль. На стороне арабов, но уже в качестве штурмовика. Закончил хорватский пилот свою одиссею в Канаде.
Хорватские летчики бомбардировочной авиации летали на Восточном фронте на До-17 (Do-17К), которые немецкими, строго говоря, не являлись. Это самолеты лицензионной постройки, состоявшие на вооружении ВВС Югославии. Немцы захватили их, восстановили и передали хорватам. Хорватская эскадрилья входила в 53-ю бомбардировочную эскадру Люфтваффе.
Хорватские ВВС прикрывали южный фланг Рейха после высадки союзников в Италии и получили от немцев немалое количество боевых самолетов итальянского производства, т.к. Италия вышла из войны. Точное количество исправных и пригодных к боевым действиям машин на конкретную дату указать у нас возможности нет, но на конец войны хорваты имели минимум 50 исправных самолетов немецкой и итальянской постройки. Гитлер лично регулярно позитивно высказывался относительно действий хорватских летчиков в сравнении с другими союзниками Рейха. Хорватские летчики-истребители воевали на Восточном фронте минимум до конца 1944 года.
Насколько велико значение участия ВВС Хорватии, Словакии и Венгрии в войне Германии против СССР? Оценивать его надо в сравнении с ситуацией в ВВС Красной Армии. В 1942 году у нас в бой шли летчики, едва освоившие минимальный курс обучения по типу "взлет-посадка". Лишняя сотня обученных и имеющих какой-никакой боевой опыт пилотов тогда значила ОЧЕНЬ много. К концу войны схожие проблемы испытывали уже немцы, не успевая готовить новых летчиков взамен выбывших, и тут опять авиация сателлитов, все еще сохранявших видимость верности Рейху, была явно не лишней, а кроме того, имела большое политическое значение. Особенно велико влияние политического фактора было в 1943 году - в переломной точке Великой Отечественной войны, на который приходится максимум численности различных добровольческих формирований из Европы. Личный состав для этих соединений активно вербовался под лозунгом всеобщей борьбы с большевизмом, в качестве наглядного подтверждения которой пропагандисты Рейха использовали фото хорватских, словацких и венгерских летчиков и их хвастливые мемуары.
Продолжение следует.