Найти тему

Мы не бедны, бедны не мы! Статистика знает всё, и с ней лучше не спорить

Если смотреть на жизнь глазами Росстата, то жить у нас стало лучше, а как отчитался бы Минкульт, еще и веселее. Ну и да, какая грусть может быть, если знать, что бедных в нашей стране в минувшем году стало меньше сразу на 300 тысяч человек. Вот что ковид «благодатный» с людьми, оказывается, делает!

Теперь немного официоза. Как сообщает Росстат, предварительная оценка за 2020 год показывает, что число малоимущих в России составило 17,8 миллиона человек (в 2019-м их было 18,1 млн), или 12,1% от всего населения страны. Это на 0,2 п. п., или на 300 тысяч человек, меньше, чем был аналогичный показатель за 2019 год. Итоговую оценку численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2020 году Росстат представит позднее, после того как будут учтены все сезонные и годовые выплаты, а также иные формы доходов, сообщается на сайте ведомства.

Для справки: это самый низкий уровень бедности в нашей стране с 2014 года. Наиболее высокий статистиками был зафиксирован в 2015 году — 19 миллионов 600 тысяч человек.

Напомним для тех, кто забыл или вовсе не знал: президент Владимир Путин майским указом от 2018 года поставил перед федеральным правительством задачу к 2024 году снизить уровень бедности в России в два раза по сравнению с 2017-м, до 6,6%. После начала пандемии, в июле 2020 года, он сдвинул сроки выполнения этого требования на 2030 год.

Как говорится, время для победы над бедностью еще есть. И, судя по всему, мы уверенной поступью на пути к ней.

Однако не все у нас, как оказалось, Росстату верят! И один из таких неверующих — не чужой для Хакасии олигарх — Олег Дерипаска. Официальное сообщение Росстата его не убедило, и в ответ на него он разместил на своем Telegram-канале свое же сообщение. Цитата: «На днях Росстат опубликовал достаточно печальную интерпретацию своей статистики: ведомство утверждает, что бедность в России в прошлом году упала до минимума с 2014-го. Нас пытаются убедить, что число россиян, доходы которых находятся ниже прожиточного минимума, составляет 17,8 млн человек.

На самом деле граждан с такими доходами у нас в стране порядка 80 миллионов. Но Росстат за последние годы научился так виртуозно жонглировать цифрами и манипулировать статистикой, что мы теперь вынуждены читать такие “бравые” отчеты о “победах” над бедностью. Обидно только, что “победы” эти в основном на бумаге происходят.

Дайте хоть доступную ипотеку для регионов».

Это заявление предпринимателя вызвало настоящую бурю, причем отнюдь не в стакане воды. Господин Дерипаска оказался на сегодняшний день единственным из крупных бизнесменов, кто столь жестко отозвался о деятельности государственных структур.

Впрочем, возмутителем спокойствия пробыл он недолго, но об этом чуть позже.

Заявление олигарха не осталось незамеченным. Его прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который заявил, что «борьба с бедностью — это один из главных приоритетов правительства и руководства страны».

А далее перешел непосредственно к автору скандального заявления.

«Что касается разных оценок, то вы знаете, что Дерипаска — все-таки достаточно опытный предприниматель и обладает большим объемом знаний, и в области экономики он является достаточно крупным работодателем, но здесь нужно учитывать, что Росстат все-таки оперирует большим выверенным массивом, и правительство, конечно, ориентируется на те данные, которые выдает Росстат», — сказал Песков.

И вот, о чудо, после комментария Дмитрия Пескова пост господина Дерипаски с его Telegram-канала был удален, а вместо него опубликован новый, в котором пропали слова о «жонглировании цифрами».

Зато появился новый: «Надо признать, что по поручению президента правительство во время пандемии осуществило масштабные программы поддержки работников и малого бизнеса. Президент регулярно уделяет внимание поддержке пенсионеров и малообеспеченного населения».

Кроме того, нет теперь там и слов про 80 миллионов нуждающихся граждан.

К успешному бизнесмену мы вернемся чуть позже, а сейчас давайте с кремлевских высот перенесемся в нашу, к счастью или несчастью, Богом, кажется, забытую Хакасию.

Отчет об уровне жизни в нашей республике в 2020 году Красноярскстат пока не представил. Возможно, он где-то и есть, но не на официальном сайте. Здесь пока доступен лишь отчет «Об отдельных показателях, характеризующих уровень жизни населения Республики Хакасия в 2019 году».

Согласно этому документу, среднедушевые доходы населения Хакасии в 2019 году — 22 тысячи 678 рублей и 30 копеек. Это на 5,1% больше, чем в 2018-м. Правда, реальные денежные доходы (это доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились на 0,4 процента.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в регионе составила 40 тысяч 298 рублей и 40 копеек. Это, опять же, больше, чем в 2018 году, аж на 5,3%. Но и здесь опять следует уточнение Красноярскстата: реальная заработная плата (с учетом роста цен) снизилась на 0,1 процента.

Пенсии в нашей республике по сравнению с 2018-м в 2019-м выросли на 5,7%, составив 14 тысяч 641 рубль.

Разбавим этот официоз, так сказать, познавательной информацией. Пожалуй, самая высокая зарплата в Хакасии у работников, занятых в производстве напитков — 89 тысяч 687 рублей 90 копеек в среднем. Это выше общереспубликанского уровня в 2,2 раза.

А самая низкая — в производстве бумаги и бумажных изделий — 16 тысяч 633 рубля 30 копеек, или 41,3% от среднереспубликанского уровня. Хотя я, например, даже не знаю, где у нас такое производство, но, как известно, статистика знает все, а потому не будем в ней сомневаться. Дерипаска, как мы уже говорили выше, попробовал это сделать, и даже у него это не получилось.

Теперь давайте посмотрим, каков у нас официальный прожиточный минимум. С 2021 года он устанавливается сразу на год, а не на квартал, как это было прежде. Кроме того, если раньше его величина определялась на основе расчета стоимости продуктов, включенных в потребительскую корзину, то теперь зависит от медианного среднедушевого дохода.

Чем выше прожиточный минимум, тем больше граждан могут рассчитывать на пособия и помощь государства, потому как используется он для оценки потребности граждан в предоставлении таких мер государственной поддержки, как, например, социальный контракт, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до трех лет, выплаты на детей от трех до семи лет из малообеспеченных семей.

В течение года прожиточный минимум, как правило, менялся, достигая максимума обычно к третьему кварталу. В Хакасии в прошлом году к означенному кварталу он вырос до 12 тысяч 150 рублей. Соответственно менялись и суммы выплат. Теперь таких качелей больше не будет. А официальный прожиточный минимум в нашем регионе (согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 8 февраля 2021 года № 44) на 2021 год на душу населения составляет 11 тысяч 784 рубля.

Для трудоспособного населения — 12 тысяч 414 рублей.

Для пенсионеров — 9 тысяч 986 рублей.

Детей — 12 509 рублей.

Исходя из этих цифр и следует определять бедных в нашем регионе.

Ну и не нужно быть, к примеру, Красноярскстатом, чтобы спрогнозировать — количество бедных по итогам текущего года у нас сократится еще на сколько-то там процентов. Потому как установленная в 11 тысяч 784 рубля черта бедности — это практически средний показатель прожиточного минимума в прошлом году.

А теперь вопрос: нужно ли быть великим экономистом, чтобы предугадать, вырастут ли цены в этом году (неважно, на что) или же останутся на уровне прошлого года?

Неужели бензин у нас вновь вернется к показателям июня 2020-го?

Яйца — хотя бы к декабрю?

Масло (растительное) — к любому другому месяцу «ковидного» года?

Про сахар лучше вообще говорить не буду.

При нынешнем официальном уровне бедности в Хакасии в 11 тысяч 784 рубля (в России — 11 653) даже работники бумажного производства с их 16 тысячами 633 рублями 30 копейками уже вовсе не кажутся столь бедными.

Впрочем, как и пенсионеры с их средней пенсией в 14 тысяч 641 рубль. Для них, напомню, официальный уровень бедности вообще 9 тысяч 986 рублей. Так что, как говорится, проживайте свой «возраст дожития» (как выражаются в Пенсионном фонде) на полную катушку, ни в чем себе не отказывайте!

И смотрите, насколько лукавая вещь эта статистика. Если мой доход хотя бы на 10 рублей, я уж не говорю про сто, превышает официальный прожиточный минимум, я ведь уже не бедный, да? И ни на какие пособия уже не могу рассчитывать?

Судя по всему, да.

А статистика по «ковидному» году? Не потому ли число бедных у нас уменьшилось на 300 тысяч человек, что дважды от государства семьи с детьми получали в течение года по 10 тысяч рублей? Кроме этого, осуществлялись еще какие-то дополнительные выплаты. Если ничего этого не будет в году нынешнем, не вернется ли наша бедность на тот уровень, с которого «так лихо» откатилась?

В завершение вернемся к господину Дерипаске, который в последнее время стал прямо-таки настоящим возмутителем спокойствия в нашей правильно выстроенной экономической составляющей. Вот еще парочка его высказываний.

В сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге прошел III Столыпинский форум, на котором бизнесмен вдруг подверг резкой критике политику Центробанка РФ и российской налоговой системы. Самыми цитируемыми заявлениями известного предпринимателя стали фраза о том, что «надо прекратить кормить Москву», и его предложение оставлять деньги, которые перечисляются в федеральный бюджет в качестве налогов, в регионах присутствия крупных компаний, «а мы уже сами построим там на эти деньги и больницы, и детские сады, и школы, и бассейны».

А в декабре прошлого же года Олег Дерипаска заявил, что рост продовольственных цен в России связан с высокими процентами по кредитам для сельскохозяйственного сектора. Об этом он написал на своем Telegram-канале: «Мы должны удивляться, что вообще есть продовольствие в достатке. Здесь нужно менять подход: если мы предоставим аграрному сектору деньги хотя бы под такой же процент, как в Европе или в Америке, не будет никакого роста цен».

По его словам, последние 10–15 лет аграрии получают возможность финансировать свои проекты минимум под 12% годовых.

Вот вроде и люди умные есть у нас. И мысли при них тоже присутствуют — Дерипаска же не один ведь такой! Почему все их слова — как из пустого в порожнее?

Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников