Найти тему
Наша Тула

По следам узкоколейки. Часть 1. Тула - Калужское шоссе.

Как и обещал сделаю экскурс по всему пути Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги начиная от Тулы и кончая Лихвиным (Чекалиным). Хотя прошел я пока лишь до Гурьевки. Кто хочет, присоединяйтесь к очередному походу, проблема часто в том, что не с кем пойти. А одному скучно, а иногда страшно. Места то глухие... Кто хочет пойти, пишите в нашей группе посвященной УЖД или мне в личку.

Но до Гурьевки еще рассказывать, да рассказывать. Начну с я отрезка "Тула - 5 км - Калужское шоссе". В предыдущей статье я уже рассказал о станции Тула-Лихвинская и о депо, кто не читал, можете почитать здесь. А так же ТУТ вся история УЖД в целом.

Остановились мы в прошлый раз на лихвинском переезде. Сейчас его пересекает путь широкой колеи на пивзавод Балтика. А когда-то пересекала и УЖД.

15 лет назад остатки рельсов еще были в асфальте.
15 лет назад остатки рельсов еще были в асфальте.

После переезда начинается деревенская местность. Здесь прям становится легче, так как на бывшей территории Тула-Лихвинской часто ошиваются мутные типы и злые собаки. Здесь же тишина, поют птички, слева в овражке мило течет река Воронка. Стоят старенькие домики.

УЖД шла вдоль этих стобов. Столбы до 1970-ых служили освещением товарных вагонов. Предполагаю, что их бывало так много, что на возле депо просто не хватало места и часть их временно стояли тут.
УЖД шла вдоль этих стобов. Столбы до 1970-ых служили освещением товарных вагонов. Предполагаю, что их бывало так много, что на возле депо просто не хватало места и часть их временно стояли тут.
-3
Ранее тут лежало очень много железобетонных шпал, сейчас их увезли.
Ранее тут лежало очень много железобетонных шпал, сейчас их увезли.

-5

Первый водосток под насыпью в начале пути УЖД.

-6

В этих местах стоит кирпичная и будка и разрушенное кирпичное строение. Скорее всего этой все относилось к инфструктуре УЖД.

-7
-8
Мусора, к сожалению, вдоль Воронки всегда тьма, не знаю, почему жителям Лихвинки нравится жить среди этого.
Мусора, к сожалению, вдоль Воронки всегда тьма, не знаю, почему жителям Лихвинки нравится жить среди этого.

Мост через Воронку от Лихвинки в Тулу в русском стиле.)
Мост через Воронку от Лихвинки в Тулу в русском стиле.)

От лихвинского переезда до Китаевки идет тропинка, по которой ходят дачники, шпалы узкоколейки уже покрылись слоем земли и травы.

Дачная тропинка обходящая неудобные для ног шпалы слева.
Дачная тропинка обходящая неудобные для ног шпалы слева.
Под травой они едва просматриваются.
Под травой они едва просматриваются.

Справа тут размещалась ЖД-база, забыл название, но сейчас ее расформировали, осталась лишь огороженная территория забром, старые пути и цеха. ЖД-кран был демонтирован в середине десятых, примерно, тогда же, когда и кран возле депо.

Фото 2013-ого года, кран еще на месте.
Фото 2013-ого года, кран еще на месте.

На этом фото ниже виден этот самый кран. Фото сделано в начале 1990-ых. Только вид в в сторону Тулы.

1994 год. Тот самый кран, что на фото выше. Растительности совсем нет. На месте дач картофельные участки.
1994 год. Тот самый кран, что на фото выше. Растительности совсем нет. На месте дач картофельные участки.
Бывший жд-проезд на эту базу.
Бывший жд-проезд на эту базу.
Сейчас здесь все в запустении. Такое ощущение, что после крымских событий и скачка доллара РЖД начала ликвидацию и упрощение многих своих организаций.
Сейчас здесь все в запустении. Такое ощущение, что после крымских событий и скачка доллара РЖД начала ликвидацию и упрощение многих своих организаций.

Далее по пути идет первый ужд-мост и один из немногих, который не попили на металл, поверх лежат еще шпалы.
Далее по пути идет первый ужд-мост и один из немногих, который не попили на металл, поверх лежат еще шпалы.
-18

Он же на фото в 2002-ом году. Рельсы еще лежали на удивление.
Он же на фото в 2002-ом году. Рельсы еще лежали на удивление.

Стоячих столбиков - километровых указателей в этих местах нет, есть уже обломленные от времени.

-20
Тропинка через насыпь от дач к д. Китаевка, видны торцы домов с микрорайона Новая Тула.
Тропинка через насыпь от дач к д. Китаевка, видны торцы домов с микрорайона Новая Тула.

Весной много, где в траве можно найти различные мелочи, костыли или, например, такие планки для крепления рельсов к шпалам.

-22

Вот мы и подошли к первому остановочному пункту "5 км" (Китаевка). Напомню, этот и другие остановочные пункты для поезда ввели после 1972 года, когда узкоколейка стала обслуживать лишь грибников и дачников. Ранее остановки официальные были лишь на станциях.

5 км, вид в сторону Тула-Лихвинской. Поезд останавливался тут, проще говоря, на переезде через насыпь от деревни к дачам (Китаевка слева на этом фото).
5 км, вид в сторону Тула-Лихвинской. Поезд останавливался тут, проще говоря, на переезде через насыпь от деревни к дачам (Китаевка слева на этом фото).

Люди шли с Макаренко на остановочный пункт "5 км", чтобы после работы отправиться к себе на дачу.
Люди шли с Макаренко на остановочный пункт "5 км", чтобы после работы отправиться к себе на дачу.
Далее дачная тропа тут исчезает и идти становится сложнее пробираясь через сорняки и дикую малину.
Далее дачная тропа тут исчезает и идти становится сложнее пробираясь через сорняки и дикую малину.
В этих местах стоит бак для воды и подпёрт он старинными рельсами, в том числе и узкоколейными.
В этих местах стоит бак для воды и подпёрт он старинными рельсами, в том числе и узкоколейными.
Год выпуска на рельсе.
Год выпуска на рельсе.
Выходит насыпь к первому крупному мосту над речкой Сухая Воронка.
Выходит насыпь к первому крупному мосту над речкой Сухая Воронка.
Мост стоял до 2005-ого, пока его не порезали, как и мост над Упой.
Мост стоял до 2005-ого, пока его не порезали, как и мост над Упой.
Теперь лишь опоры здесь слушают шум воды, да и авто с трассы рядом.
Теперь лишь опоры здесь слушают шум воды, да и авто с трассы рядом.
В речке под опорами валяются шпалы, костыли и всё те же металлические планки.
В речке под опорами валяются шпалы, костыли и всё те же металлические планки.

В 2008-ом году при реконструкции моста с насыпи погрузчики срезали землю для технических нужд и таким образом подрезали под самую опору.
В 2008-ом году при реконструкции моста с насыпи погрузчики срезали землю для технических нужд и таким образом подрезали под самую опору.
Как видите, в 2000-ом году рельсы еще лежали покрытые травой. Движения поездов уже не было 4 года. Вид в сторону Тулы.
Как видите, в 2000-ом году рельсы еще лежали покрытые травой. Движения поездов уже не было 4 года. Вид в сторону Тулы.
После реставрации моста повсюду остались валяться развороченные шпалы и металлические детали от них.
После реставрации моста повсюду остались валяться развороченные шпалы и металлические детали от них.

На этом закончим и продолжим виртуальный экскурс в следующей статье. Начиная от этого моста и кончая станцией Рвы!

ТАК ЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Тула-Лихвинская УЖД, история в целом.

Депо и вокзал Тула-Лихвинской УЖД.

Тульский аэропорт Клоково (1959-2001).