Найти тему
NANA M.

Шок. Культурный шок.

Элегантность и достоинство.
Элегантность и достоинство.

Культурный шок - эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в другую культурную среду, или когда его социальные установки противоречат установкам окружающих, и ему кажется, что он ничего не контролирует.

ИНТЕРЛЮДИЯ - от латинского inter -между и ludus -игра. Небольшая музыкальная пьеса или связующее построение между частями.

Моя бабушка, из" бывших". Только не бросайте в меня камни со словами:"Сейчас модно быть бывшими, все примазываются". Я не примазываюсь, а только сообщаю это для понимания того, что будет изложен ниже. Это - интерлюдия.

Она, как и все "бывшие", воспитывалась гувернанткой, о чем предпочитала никогда не говорить даже после "конца" советской власти. Но всегда держала спину прямо, носила шляпки и перчатки, негодовала, что днем носят украшения с бриллиантами и никогда не ходила с голыми ногами.

Так вот, она считала, что дети должны понимать искусство (это была её первая задача), и кроме чтения книжек, занятия музыкой, нас водили в театр и на концерты. У бабушки был ещё один пунктик: высшее образование, которое она, в силу понятных причин, сама получить не смогла. Поэтому второй её задачей было дать это образование всем нам. И она с ней успешно справилась. И, как само собой разумеющееся, девочки должны были научиться хорошо готовить (она готовила изумительно), вести хозяйство и придерживаться этикета. Она внушила нам и такое понятие, как уместность. Уместность в суждениях, высказываниях, в одежде, в еде.

В общем, она была замечательная, вечная ей память.

Глава первая. Прекрасное далёко...

Я помню своё первое впечатление от похода в театр, но не всё, поэтому излагать буду со слов мамы.

Повели на спектакль "Золушка". Сказку прекрасно знала, мне было уже 4 года. билеты были в первом или во втором ряду, чтобы мне было хорошо видно и слышно. Через какое-то время я стала подавать реплики, почему -то опасаясь, что актёры забудут слова( так я сказала маме). Причём очень громко. В зале началось хихиканье, потом смех. Особенно меня бесил Принц, который никак не мог найти прятавшуюся в кулисах Золушку. Мама говорила, что не только весь зал заходился хохотом, но и актеры еле сдерживались. Умный Принц мне ответил, что он всё видит и скоро её найдет. Я успокоилась.

Потом мы ходили на балет - "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Щелкунчика я знала, а Лебединое озеро мне объясняли и читали либретто. Понравилось, но без восторга.

А, когда мне уже было 5 лет, то повели в оперу. У нас в городе не было театра оперы и балета, зато каждое лето какой-нибудь театр приезжал на гастроли, и это было СОБЫТИЕ! Меня не с кем в тот день было оставить. Я была уже взрослая, мне объяснили, что такое опера, и мы пошли на условиях, что я буду молчать. Город у нас театральный, даже сейчас, а тогда поход в театр был равносилен балу в дворянском собрании 18 века. Никто не позволял себе прийти в джинсах, свитерах и тому подобной одежде, как нередко сейчас. Все наряжались. Верите или нет, но я до сих пор помню эту необыкновенную атмосферу.

Большой театр
Большой театр

Я встала у оркестровой ямы, облокотилась на обитый бархатом бортик и простояла так всё действие, все антракты, и как сомнамбула пошла домой, не вымолвив ни слова. Опера называлась "Кармен".

Придя домой я "запела", вернее начала разговаривать только речитативом и изображать Кармен, воткнув в косы цветок и закутавшись в бабушкину шаль, которую дома называли цыганской, Она такой и была - большая, яркая с огромными вышитыми розами. Мой любимый на все времена мужчина - мой дед - естественно, был Хосе. Почему-то линия Кармен - Эскамильо меня не впечатлила. Я плохо спала и плохо ела. Разговоры были только об опере. Со мной случилось что- то типа лихорадки. Я поняла, что мое счастье только в одном - стать оперной певицей. Пригласили доктора, который сказал,что я очень впечатлительная и пока не надо водить меня на взрослые спектакли. Кто-то бы прислушался, но не моя бабушка.

Лучшая Кармен всех времён и народов - Елена Образцова.  Хозе  - Владимир Атлантов. Финальная сцена. Опера Ж. Бизе "Кармен".
Лучшая Кармен всех времён и народов - Елена Образцова. Хозе - Владимир Атлантов. Финальная сцена. Опера Ж. Бизе "Кармен".

Следующим выходом в свет был "Евгений Онегин". Я вела уже себя спокойнее, со знанием дела, и лет мне было уже 6. Всё было замечательно, пока стокилограммовая Татьяна не повернулась к залу спиной. Мы опять сидели в первом ряду. Спина у нее было обгоревшая, слазила кожа, а ухищрения гримёра запудрить это безобразие, привели к обратному результату. Город у нас южный, вот артисты и дорвались до солнца. Сначала я спрашивала маму сколько лет Татьяне на самом деле, мама смеялась и шикала на меня. Я мужественно промолчала, но высказала потом и маме и бабушке всё, что думала по этому поводу, заявив, что никогда такой не буду, когда буду певицей. Это заявление повергло бабушку в ступор, и только спустя много лет я поняла почему - она видела меня врачом, а не певицей, пусть даже оперной. Об этом я, возможно, напишу позже.

Пётр Ильич Чайковский. Сцена из оперы "Евгений Онегин.   Татьяна, Гремин и Онегин.
Пётр Ильич Чайковский. Сцена из оперы "Евгений Онегин. Татьяна, Гремин и Онегин.

Бабушка продолжала меня "окультуривать", и мы ходили и на симфонические концерты, и в оперетту, и на фортепианные концерты и на поэтические вечера, и лекции по живописи. Параллельно были музеи, поездки в Москву и Петербург. Ну, вы поняли. Мне всё это ужасно нравилось, я чувствовала себя взрослой и умной.

Я очень благодарна свои родителям за такое образование и считаю, что это правильно, и хотела бы и нынешним детям привить любовь к искусству.

Что из этого может получиться напишу в Главе второй -Суровая реальность".