Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Бронированные дилижансы с пулеметом на Диком Западе. Правда или вымысел

Есть несколько вестернов, в которых создатели фильма используют в съемках прообраз современных броневиков - бронированные (блиндированные) дилижансы с пулеметом Гатлинга. В "Боевом фургоне" 1967 года дилижанс, обшитый железными листами и с вращающейся пулеметной башней, это полноценный, неодушевленный персонаж вокруг, которого разворачиваются события фильма. В "Поезде на Юму"2007 года бронированная повозка с Гатлингом на корме служит "автозаком" для перевозки особо опасных преступников.

С технической точки зрения сделать такую повозку не представляется чем то невозможным. Однако, простая обшивка по периметру кузова дилижанса листами котельного железа это только вершина айсберга. Условно кузов можно представить себе как прямоугольную коробку со сторонами в 2 и 4 метра и высотой 2,5 метра. Если обшить кузов с боков, это потребует 30 кв. м. листового железа.

По состоянию на 1870 год самым распространенным источником котельного (листового) железа были паровые котлы локомотивов, локомашин, пароходов и т. д. Из информации, которую выдает быстрый поиск, самые часто встречающиеся толщины стенок локомотивных котлов равняются 7/16, 3/8 или 1/4 дюйма, т.е. 1,11 см, 0,95 см, 0,63 см.

Кстати, знаменитый "Доспех Нэда Келли", который успешно выдерживал попадания стрелкового оружия обр. 1880 года был толщиной именно в 1/4 дюйма. Так что если взять эту толщину за основу и умножить все параметры на 7,85 кг/см3, удельный вес низкоуглеродестой стали, то в итоге получим 1483 кг. дополнительной нагрузки на раму и подвеску дилижанса.

Обычный дилижанс вез 10 человек, включая возницу и охранника, каждый пассажир мог везти с собой 25 фунтов (11,33 кг) неоплачиваемого сверх тарифа багажа. Взяв массу человека за 80 кг, а также умножив 11,33 кг на 10 (пусть в багаж экипажа входит оружие и перевозимые ценности), то получим 913 кг. Разница с весом брони составляет более 500 кг и это без учета веса охраны, кучера, ценностей и пулемета.Хотя, думаю, что в теории такой экипаж мог передвигаться по хорошей дороге, но не быстро.

Киношники из Голливуда конечно же не заморачивались, чтобы строить настоящую модель конного броневика и просто обшивали кузов дилижанса обычной фанерой, покрашенной под металл. Что касается пулемета Гатлинга, то модель с пулеметом в корме кузова кажется наиболее правдоподобной, так как низкая крыша бронекупола "боевого фургона" не позволяла быстро перезаряжать и обслуживать Гатлинг, чье боепитание осуществлялось из обоймы, вставляемой сверху в казенную часть.

Впрочем, это не исключает возможности установки Гатлинга, особенно его укороченной модели "Бульдог" 1877 или 1883 года, на открытые экипажи. Вот как, например, на картинке внизу, найденной мной на страничке форума, посвященного моделированию "боевого фургона". На фото изображены американские полисмены, которые позируют в открытом экипаже, оборудованном "Бульдогом" обр. 1883 года.

Полицейский патрульный фургон № 1 полицейского управления г. Хартфорд, Коннектикут,ок. 1893. Источник - Государственный архив Коннектикута.
Полицейский патрульный фургон № 1 полицейского управления г. Хартфорд, Коннектикут,ок. 1893. Источник - Государственный архив Коннектикута.

Но, как вы понимаете, сама идея блиндирования транспортного средства, особенно после Гражданской войны в США (вспомним легендарные "Монитор" и "Вирджинию") была очень свежа в памяти американцев, а поэтому неудивительно, что были произведены подобные практические эксперименты.

Как сообщает журнал True West Magazine, кладезь интересной информации о Диком Западе, в 1877 году дилижансная линия Дедвуд-Шайенн заказала 2 бронированных дилижанса для перевозки ценностей. Такие беспрецедентные меры безопасности были приняты после убийства 25 марта 1877 года Джона Слотера, одного из кучеров линии, первого убитого сотрудника компании за два года существования линии.

Оба дилижанса были обшиты стальными листами толщиной 5/16 дюйма (0,79 см). В каждой двери была бойница, через которую могли стрелять охранники. Сейф со стенками толщиной в три дюйма был прикручен к полу. Производитель гарантировал, что сейф выдержит попытки взлома в течение 24 часов. Первый бронедилижанс был назван в честь Слотера, а второй в честь броненосца "Монитор".

Однако, ни стальная обшивка, ни дробовики охранников не остановили грабителей под предводительством Чарльза Кэри, когда 26 сентября 1878 года они напали на "Монитор" из засады на станции Каньон-Спрингс, взяв приз на общую сумму 27000 долларов. В завязавшейся перестрелке был убит 1 пассажир и ранены несколько человек с обеих сторон. Бандиты принудили сдаться охранников, используя захваченного в плен кучера как живой щит. "Не вскрываемый сейф" был взломан за два часа.

В течение нескольких месяцев большинство соучастников дерзкого налета на "Монитор" были пойманы и повешены. Чарльз Кэри, главарь шайки, сумел ускользнуть от правосудия вместе со своей долей в 10 000 долларов, и так никогда не был пойман или идентифицирован.

У вас вполне могут и собственные соображения по этому поводу, делитесь ими в комментариях или ставьте лайк, если вас удовлетворили мои объяснения.