Прочитала историю ещё одной приёмной семьи.
Поначалу заголовок поста показался слегка пафосным... Но пока писала комментарий к статье, вспоминала нашу с Димой историю, вдруг поняла: а ничего пафосного в нём нет.
Всё именно так и выглядит. Маленький, беспомощный, "чужой" ребёнок, доверившийся нам, становится таким "моторчиком" в семье, где до его появления уже сложился всем понятный и всеми так или иначе, с сопротивлением или инициативно принятый, порядок, уклад.
"Моторчик" своими потребностями, волей, энергией и ещё чем угодно рушит этот порядок-уклад, заставляет складывать его пазлы в новую картинку, выбрасывая лишние, ненужные и вынуждая искать необходимые недостающие.
На момент знакомства с Димой и прихода его в нашу семью моей дочери шёл шестнадцатый год. Все её обязанности сводились к несложным поручениям по дому, в выполнении которых она не проявляла особого рвения и желания заниматься домашней работой. Училась в школе, заканчивая старшие классы, готовясь к ЕГЭ и перебирая варианты получения профессионального образования. Профессия ещё не была выбрана, но времени думать об этом и выбирать было ещё достаточно. И если совсем коротко охарактеризовать образ и стиль жизни девушки на тот момент, это можно назвать "жить для себя".
Я к тому времени успела выработать весь необходимый стаж, получить право на пенсию и само это денежное жалование (ребёнок у меня поздний, а выход на пенсию в стране, как выяснилось позже, был "слишком ранним"). Получая это жалование, я продолжала работать, заботясь исключительно о будущем дочери. И мой стиль и образ жизни можно было обозначить как "жизнь для дочери".
И всё бы ничего, но наступил момент, когда каждая из нас начала как бы задыхаться в этом привычном семейном укладе... Это потом, когда моя дочь неожиданно и для меня, и для себя попала в детскую больницу, познакомилась с Димой, узнала его историю, взялась опекать его там... она вдруг сама поняла, а мне объяснила её лечащий врач, насколько тот уклад способствовал развитию эгоизма и в ней, и во мне.
Напишу только о своём. Он проявлялся в установке: я делаю всё для тебя, а ты, неблагодарная... Установка ничего, кроме конфликтов, вызвать в наших отношениях не могла.
Про проявления эгоизма дочери не пишу. Он проявляется примерно одинаково у всех детей, являющихся единственным любимым, да ещё и трудно давшимся чадом.
Дима, втиснувшись между нами, заставил нас пересмотреть эти отношения к самим себе и друг к другу, искать дополнительное время на заботу о нём при довольно плотном привычном графике у обеих, искать и находить людей, учреждения, специалистов, способных помочь в решении проблем с его здоровьем, необходимым присмотром за ним, позже - проблем с организацией его образования... В общем, и у дочери, и у меня появилось столько дополнительных забот, что конфликтовать друг с другом и лелеять исключительно собственное эго нам стало просто некогда.
Мы научились искать компромисс в отношениях друг с другом и другими людьми, с которыми мы не были знакомы и, наверное, никогда бы не вышли на контакт, не появись Дима у нас.
Мы научились по-настоящему дорожить временем, здоровьем, друг другом, жизнью в целом. Мы начали стараться понимать и принимать друг друга без претензий и поисков "виновных". И дочь, и я начали дополнительно много читать психолого-педагогической литературы, смотреть фильмы, слушать специалистов по проблемам воспитания, сохранения и укрепления здоровья ребёнка...
Мне иногда кажется, что до появления Димы в семье я ничем из перечисленного вообще не занималась. Хотя собственную дочь я воспитала одна, правда, в самом раннем её возрасте она росла при моих родителях. Я работала. Работала я и приняв Диму на воспитание, но раньше мне казалось невозможным совмещать всё это.
Справедливости ради должна заметить, что Дима - настоящий помощник. Он очень старается во всём: в заботе о собственном здоровье (терпеливо проходит все необходимые курсы лечения и реабилитации), в учёбе (совмещает учёбу в общеобразовательной, музыкальной и воскресной школе), в построении отношений с окружающими его людьми (членами семьи, нашими друзьями, соседями, одноклассниками, детьми, с которыми гуляет во дворе или на площадках в парке).
И в общем и целом все мы "растём над собой". Но заставляет это делать всех нас именно Дима...
И когда я листаю наши семейные фотоальбомы, я понимаю вдруг, что прошедшее в совместных заботах время для меня надо множить на три. Я не перестала заботиться о дочери, я по-матерински забочусь о Диме, я, слава Богу, в состоянии заботиться о себе, получая помощь от детей.