Найти тему

Как ребёнок может помочь взрослым "вырасти над собой"

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Прочитала историю ещё одной приёмной семьи.

Поначалу заголовок поста показался слегка пафосным... Но пока писала комментарий к статье, вспоминала нашу с Димой историю, вдруг поняла: а ничего пафосного в нём нет.

Всё именно так и выглядит. Маленький, беспомощный, "чужой" ребёнок, доверившийся нам, становится таким "моторчиком" в семье, где до его появления уже сложился всем понятный и всеми так или иначе, с сопротивлением или инициативно принятый, порядок, уклад.

"Моторчик" своими потребностями, волей, энергией и ещё чем угодно рушит этот порядок-уклад, заставляет складывать его пазлы в новую картинку, выбрасывая лишние, ненужные и вынуждая искать необходимые недостающие.

На момент знакомства с Димой и прихода его в нашу семью моей дочери шёл шестнадцатый год. Все её обязанности сводились к несложным поручениям по дому, в выполнении которых она не проявляла особого рвения и желания заниматься домашней работой. Училась в школе, заканчивая старшие классы, готовясь к ЕГЭ и перебирая варианты получения профессионального образования. Профессия ещё не была выбрана, но времени думать об этом и выбирать было ещё достаточно. И если совсем коротко охарактеризовать образ и стиль жизни девушки на тот момент, это можно назвать "жить для себя".

Я к тому времени успела выработать весь необходимый стаж, получить право на пенсию и само это денежное жалование (ребёнок у меня поздний, а выход на пенсию в стране, как выяснилось позже, был "слишком ранним"). Получая это жалование, я продолжала работать, заботясь исключительно о будущем дочери. И мой стиль и образ жизни можно было обозначить как "жизнь для дочери".

И всё бы ничего, но наступил момент, когда каждая из нас начала как бы задыхаться в этом привычном семейном укладе... Это потом, когда моя дочь неожиданно и для меня, и для себя попала в детскую больницу, познакомилась с Димой, узнала его историю, взялась опекать его там... она вдруг сама поняла, а мне объяснила её лечащий врач, насколько тот уклад способствовал развитию эгоизма и в ней, и во мне.

Напишу только о своём. Он проявлялся в установке: я делаю всё для тебя, а ты, неблагодарная... Установка ничего, кроме конфликтов, вызвать в наших отношениях не могла.

Про проявления эгоизма дочери не пишу. Он проявляется примерно одинаково у всех детей, являющихся единственным любимым, да ещё и трудно давшимся чадом.

Дима, втиснувшись между нами, заставил нас пересмотреть эти отношения к самим себе и друг к другу, искать дополнительное время на заботу о нём при довольно плотном привычном графике у обеих, искать и находить людей, учреждения, специалистов, способных помочь в решении проблем с его здоровьем, необходимым присмотром за ним, позже - проблем с организацией его образования... В общем, и у дочери, и у меня появилось столько дополнительных забот, что конфликтовать друг с другом и лелеять исключительно собственное эго нам стало просто некогда.

Мы научились искать компромисс в отношениях друг с другом и другими людьми, с которыми мы не были знакомы и, наверное, никогда бы не вышли на контакт, не появись Дима у нас.

Мы научились по-настоящему дорожить временем, здоровьем, друг другом, жизнью в целом. Мы начали стараться понимать и принимать друг друга без претензий и поисков "виновных". И дочь, и я начали дополнительно много читать психолого-педагогической литературы, смотреть фильмы, слушать специалистов по проблемам воспитания, сохранения и укрепления здоровья ребёнка...

Мне иногда кажется, что до появления Димы в семье я ничем из перечисленного вообще не занималась. Хотя собственную дочь я воспитала одна, правда, в самом раннем её возрасте она росла при моих родителях. Я работала. Работала я и приняв Диму на воспитание, но раньше мне казалось невозможным совмещать всё это.

Справедливости ради должна заметить, что Дима - настоящий помощник. Он очень старается во всём: в заботе о собственном здоровье (терпеливо проходит все необходимые курсы лечения и реабилитации), в учёбе (совмещает учёбу в общеобразовательной, музыкальной и воскресной школе), в построении отношений с окружающими его людьми (членами семьи, нашими друзьями, соседями, одноклассниками, детьми, с которыми гуляет во дворе или на площадках в парке).

И в общем и целом все мы "растём над собой". Но заставляет это делать всех нас именно Дима...

И когда я листаю наши семейные фотоальбомы, я понимаю вдруг, что прошедшее в совместных заботах время для меня надо множить на три. Я не перестала заботиться о дочери, я по-матерински забочусь о Диме, я, слава Богу, в состоянии заботиться о себе, получая помощь от детей.

Без всякого пафоса: дети помогают взрослым расти над собой. И сами растут тоже. Дружно, быстро, почти незаметно :-)