Найти тему
66.RU

Пять старых черно-белых фильмов, которые нужно посмотреть каждому

Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Многим кинолюбителям уже приелись голливудские спецэффекты и однотипные сюжеты. Поэтому арт-директор Tele-Club Group Семен Гальперин собрал пять увлекательных черно-белых фильмов, которые сняли в прошлом столетии, но которые не потеряли своей актуальности и эффектности сегодня. Как говорит Семен, не посмотреть их — это большая ошибка.

«Страсти Жанны Д’Арк», Карл Теодор Дрейер (Франция, 1928)

Позорное судилище над Жанной Д’Арк хорошо задокументировано. Остались сотни страниц стенограмм судебных заседаний и допросов Жанны, а имена судей покрыты позором на века. Так же произошло и с другими неправедными процессами — от суда Пилата до суда над Бродским. Об этом неплохо бы помнить тем, кто устраивает несправедливые суды в наше время.

Первую половину этого немого фильма Жанну допрашивают инквизиторы, вторую половину ее готовят к сожжению на костре. Главным вашим впечатлением станет невероятно выразительное лицо Марии Фальконетти, сыгравшей Жанну в своей единственной большой работе в кино. Через лицо Марии, мастерство режиссера и уникальную работу оператора с крупным планом вы будете глубоко сопереживать Жанне все полтора часа.

И оригинальный негатив, и его копия, собранная Дрейером из не вошедших в первый монтаж дублей, считались утерянными до 1981 года, когда пленку в целости и сохранности обнаружили в кладовке психиатрической лечебницы в Норвегии. Так что всем нам очень повезло.

«Мушетт», Робер Брессон (Франция, 1967)

Отдельное произведение искусства — трейлер; в 2006 году стало известно, что его смонтировал Жан-Люк Годар.

Рассказанная в фирменном брессоновском минималистичном, аскетичном, но гипнотизирующем и завораживающем стиле история буллинга и изнасилования школьницы по прозвищу Мушка («Mouchette») заставит ваше сердце разрываться — особенно во время знаменитой финальной сцены, где Мушка пытается скатиться с обрыва и упасть в воду, чтобы покончить с собой.

Записные книжки, где Брессон мучительно нащупывает грань между синема (искусственным, наигранным) и синематографом (настоящим, подлинным), остаются одним из важнейших взглядов на философию кино как искусства. Режиссура Брессона — это непрофессиональные актеры, уже благодаря своей психофизике в точности попадающие в образ, тонкий психологизм и абсолютный уровень доверия зрителя.

Любимый режиссер Тарковского, Брессон прожил почти сто лет, но снял всего десяток фильмов, причем два из них — по Достоевскому и один — по Льву Толстому. А еще один — снова по протоколам процесса над Жанной Д’Арк; великий фильм Дрейера он называл «гротескной буффонадой». Стоит посмотреть всё; «обязательная» пятерка — это «Карманник», «Приговоренный к смерти бежал», «Дневник сельского священника», «Мушетт» и «Наудачу, Бальтазар».

«Возница», Виктор Шёстрём (Швеция, 1920)

Сюжет этого фильма ужасов построен на легенде, по которой последний умерший перед наступлением Нового года становится водителем повозки Смерти и весь следующий год собирает души людей. В наступающем году роль Харона должен принять погибший во время пьяной драки абьюзивный алкоголик Давид Холм.

Фильм снят по роману Нобелевской лауреатки Сельмы Лагерлёф, а роман был написан по заказу шведской ассоциации по борьбе с туберкулезом для информирования населения о болезни. Вся семья Холма болеет туберкулезом, его жене все хуже, и она думает отравить детей, чтобы избавить их от участи сирот.

При этом «Возница» — любимый фильм Чарли Чаплина. И любимый фильм Ингмара Бергмана, который он пересматривал каждое лето в своей усадьбе на острове Форё. Впечатленный актерской игрой Шёстрёма в «Вознице» (Шёстрём сам исполняет главную роль), Бергман снял его в главной роли в «Земляничной поляне».

Знаменитая сцена из «Сияния» «А вот и Джонни!» — известная в народе как «Мужик с топором в двери» — прямая и осознанная цитата из «Возницы».

Суперсовременные спецэффекты вековой давности — в основном это двойная экспозиция, когда умершие и призрачная повозка как бы просвечивают насквозь — непостижимым образом нормально смотрятся даже сегодня.

Смотрите это немое кино с саундтреком шведского композитора Matti Bye 2003 года.

«Гильда», Чарльз Видор (США, 1946)

Трейлер совершенно идиотский, прямо не смотрите, чтобы не испортить впечатление от фильма; посмотрите лучше знаменитую сцену «Я тоже ненавижу тебя, Джонни».

Шулер уезжает из США в Буэнос-Айрес, чтобы забыть об очень сложных отношениях с любовью своей жизни, и там становится директором казино; а любовь его жизни мало того, что едет за ним, — так еще и в отместку выходит замуж за хозяина казино.

Это был спойлер, так что забудьте немедленно; дело, впрочем, не в этой диспозиции и не в окутывающей все действо детективной истории — а в электричестве, постоянно вырабатываемом между решительным и брутальным героем Гленна Форда и идеальной роковой женщиной в исполнении Риты Хейуорт; в том, как они поочередно то изводят друг другу душу, то задыхаются от любви.

О «Гильде» любители кино слышали как минимум из двух других фильмов. «Гильду» показывают в тюремном кинотеатре в «Побеге из Шоушенка», а затем портрет Риты Хейуорт украшает камеру Энди Дюфрейна и закрывает собой потайной ход для побега. Открытку с постером «Гильды» видит в ванной потерявшая память героиня «Малхолланд Драйв» — поэтому, когда у нее не получается вспомнить собственное имя, она называет себя Ритой. Несмотря на это, фильм в России смотрят удивительно мало.

«Битва за Алжир», Джилло Понтекорво (Италия, 1966)

История борьбы алжирского террористического сопротивления с французской оккупацией, где нет правых и виноватых. Алжирцы взрывают французов, французы отвечают пытками, на это алжирцы отвечают новыми терактами, на них французы отвечают массовыми казнями, спираль насилия невозможно остановить. Только в 2018 году Франция признала пытки во время алжирской войны «систематической и устоявшейся практикой».

Снятый без единого документального кадра, фильм оставляет впечатление, что наполовину смонтирован из хроники. Реальный командир Национального фронта освобождения играет главную роль; по его написанным во французской тюрьме воспоминаниям и снят фильм.

Режиссер сам написал музыку вместе с Эннио Морриконе. Почувствовать, как создают напряжение традиционные алжирские барабаны, вы можете по ключевой сцене , где три бомбистки совершают синхронные теракты.