Люди часто думают, что потребительские права это что-то вроде, ну, вернуть в магазин сломавшийся телефон, или, например, чайник. Отремонтировать по гарантии автомобиль, вот это вот все. Различные мелочные вопросы, требующие минимального юридического вмешательства.
В 2016 году устраиваясь работать юристом в областное общество защиты прав потребителей я тоже довольно слабо себе представлял, чем именно я буду там заниматься.
Нет, претензии, иски и суды - это понятно, но непонятно было какие дела относятся к потребительским.
На самом деле, не смотря на всю кажущуюся простоту и несерьезность формулировки "защита прав потребителей" - эта категория дел очень сложна и многогранна.
И эту заметку я пишу именно потому, что, как выяснилось, многие мои коллеги-юристы не применяют положения законодательство о защите прав потребителей при составлении претензий и исковых заявлений, поскольку просто не вникали, что это такое и как это работает.
Итак, чтобы понять, что такое права потребителя, нужно понять, кто такой, собственно "потребитель" в смысле, установленном законодательством.
По сути, потребителем является любое физическое лицо, которое покупает товар либо услугу для использования в целях удовлетворения потребностей своих либо своей семьи. Такое использование не должно быть связано с предпринимательской деятельностью.
Продавцом (исполнителем, импортером, изготовителем) применительно к защите прав потребителей всегда является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, реализовывающий потребителю товар, работу либо услугу.
Отсюда вытекает простой вывод, что правоотношения, попадающие в категорию защиты прав потребителей - это любые правоотношения, связанные с реализацией юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями товаров, работ, либо услуг физическим лицам, то есть обычным людям, приобретающим их для удовлетворения неких своих потребностей.
Следовательно дела о защите прав потребителей - это не только мелочевка.
Несвоевременный ремонт в подъезде, возмещение ущерба от затопления квартиры через крышу по весне, сгоревшая из-за перепадов электричества бытовая техника, покупка и ремонт любых товаров, споры по поводу качества сроков услуг, оказываемых туристическими фирмами, юристами, кадастровыми инженерами, медицинских и юридических услуг (кроме адвокатских и нотариальных), споры по поводу качества выполнения работ по ремонту и строительству, споры с банкам страховыми компаниями - это и многое многое другое тоже примеры правоотношений связанных с защитой прав потребителей (если приобретатель является потребителем).
А теперь о том, почему это важно.
Дело в том, что законодатель справедливо считает потребителя наименее защищенной стороной правоотношений, и как следствие, установил для него некоторые "бонусы" и послабления, а именно:
- Полное освобождение от уплаты гос. пошлины при подаче искового заявления, независимо от суммы заявляемых требований. Уже приятно, согласитесь?
- Отсутствие необходимости доказывать причинение морального вреда. При удовлетворении иска о защите прав потребителей, причинение последнему морального вреда является доказанным в силу закона. Конечно, суд наверняка уменьшит размер компенсации (по сравнению с заявляемой), так уж повелось, но зато обязан взыскать хоть сколько-то.
- Повышенный, по сравнению с установленным гражданским кодексом размер неустойки. Загляните в статьи 22 и 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" и все поймете.
- Сокращенные сроки ответа на претензию. Всего десять дней, вместо стандартных тридцати.
- Ну и конечно штраф, который взыскивается судом с продавца в пользу потребителя, в случае неудовлетворения в установленный срок законных требований последнего. Размер такого штрафа составляет аж 50% от суммы заявленных требований!
Таким образом категория дел, подпадающая под законодательство о защите прав потребителей очень широка, а обосновывать исковые требования статьями закона о защите прав потребителей гораздо выгоднее, чем статьями Гражданского кодекса.
P.S. На днях у меня на канале появился первый подписчик. Дорогой друг! В честь этого радостного события я готов написать заметку по любому гражданско-правовому вопросу на твой выбор. Не стесняйся, пиши в комментарии.