Александр Куприн родился в городе Наровчате (сегодня этот Пензенская область) в семье чиновника и дворянина Ивана Ивановича Куприна. Мать его, Любовь Алексеевна, происходила из татарских князей, была урожденной княжной Кулунчаковой. Будущий писатель не знал отца, так как он умер спустя год после его рождения, а от матери перенял горячую кровь и, как он сам говорил «неуёмный татарский нрав».
Свои корни от нередко подчеркивал в художественных произведениях, письмах, мемуарах, даже в разговорах; среди псевдонимов значился «Али-хан», а сам писатель любил облачаться в восточный халат и носил тюбетейку. Куприн называл себя потомком самого Тамерлана, хотя впоследствии исследователи опровергли этот миф. Однако характер, жизнь и произведения писателя татарские корни наложили отпечаток. Вот некоторые интересные факты об этом.
Любовь к лошадям
Писатель любил природу и животных, особенно собак и лошадей. Последние нередко становились персонажами его произведений, причем не только как второстепенные, но и как главные герои («Изумруд», «Пегие лошади», «Рыжие, гнедые, серые, вороные...», «Париж домашний»). Куприн любил их, обожал все, что связано с лошадьми – посещал бега, скачки, и конечно, умел с ними обращаться. Товарищ писателя, поэт К. Батюшков, вспоминает занимательную историю, как однажды в Новгородской губернии стал свидетелем того, как Куприн усмирил лошадь, забравшуюся в овес:
… подхватил ее за челку и привел в дом. Сел на нее верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребенок, настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, — говорил он, — хочу с ней побыть». Интересно, что на другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Куприн за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.
Сам же Куприн гордо писал о себе:
У меня эта любовь к лошадям в крови, от татарских предков, мать была урождённая княжна Куланчакова. А по-татарски «куланчак» означает жеребец. Я с детства на лошадях по степи гонял, да как!
Интерес к Крымскому полуострову
Интерес писателя ко всему татарскому подпитывался им самим. Вот почему он так горячо любил Крым – верил, что предки были оттуда. Впервые Куприн побывал в Тавриде в 1900 году, познакомившись с Чеховым, Горьким, Буниным, что способствовало его росту, как писателя. Он любоваля природой, ощущал свою принадлежность к здешним местам. В письме киевскому товарищу Кисилёву Куприн писал:
Горы, море, кипарисы, розы, тополя, татары — красоты неописанные и в таком количестве, что охлебаешься... Я живу, работаю, обжираюсь, знакомых миллион.
В последующие годы писатель часто наведывался на полуостров, жил в Ялте, Севастополе, Балаклаве, Алуште, Алупке и других местах. Он очень хотел остаться здесь навсегда, даже купил участок земли в Балаклаве. Но после того, как Куприн стал свидетеле расправы над моряками восставшего крейсера «Очаков» и написал об этом статью в газету, его выселили «из пределов Севастопольского градоначальства».
Однако на отношение к «миловидному нарядному Крыму» случившееся не поменяло. Во многих произведениях Куприна отразилась любовь к Тавриде и ее природе, а также глубокое знание уклада жизни крымтатар, например, в повести «В Крыму (Меджид)», которая не была окончена.
Татарский характер
Куприн был человеком неуёмной энергии, даже в зрелом возрасте стремился познать новое, научиться чему-то, чего не умел. Первая жена Мария грешила на неусидчивость супруга, а друзья вспоминали его безбашенность и пьяные выходки. Современница писателя Лидия Арсеньева писала о нем:
Как-то раз при мне жена Куприна Елизавета Маврикиевна сухо сказала: «Этот татарский характер — просто предлог. Надо уметь сдерживаться». Куприн не ответил сразу, а серьезно подумал и сказал: «Нет, это не предлог. Мне приходится сделать во много раз большее усилие, чем многим другим, включая и мою жену, чтобы сдержаться».
Товарищи и знакомые Куприна замечали в нем одну интересную особенность – при знакомстве он принюхивался к людям, будто стараясь лучше узнать их. Вместе с другом, литератором Буниным, Куприна отличало великолепное обоняние. А сам Бунин говорил:
Сколько в нем было когда-то этого звериного — чего стоит одно обоняние, которым он отличался в необыкновенной степени! И сколько татарского!
Читайте наш канал и любите литературу!