В марте 2021 года исполнилось 100 лет со дня начала Новой экономической политики, введенной решением съезда РКП. Период НЭПа известен как один из примеров «возрождения» отечественной экономики. Участники Столыпинского клуба провели заседание на тему: «100-летие НЭПа в России. Исторический опыт и современная реальность», где речь шла о необходимости новых решений в условиях стагнации российской экономики.
Перезапуск экономики
Президент инвестиционной группы «Московские партнеры», профессор Национального университета «Высшая школа экономики» Евгений Коган уверен, что самой яркой из многочисленных реформ нашего государства была именно НЭП, квинтэссенция которой - высвобождение частной инициативы.
- Даже если не брать в расчет период пандемии, российская экономика последние 10 лет растет по 1,1% в год. Это «великое достижение». С таким ростом мы скоро будем на уровне Занзибара или что-то вроде этого. Мы оказались в ловушке низкой производительности труда и падающих доходов населения. России необходим перезапуск экономики. Я считаю, что успешная реформа России будущего - второй НЭП, - заявил Коган.
НЭП можно адаптировать под современные условия, текущую ситуацию, но основная его теория - меньше регуляции, больше экономических свобод, больше доверия государства к народу и обратно.
- Пока в других государствах "закручивают гайки", Россия может извлечь из этого выгоду, двигаясь в противоположном направлении. Наше государство очень хорошо знает политику кнута, но есть еще и пряник. Мы забываем про это. Если бизнес исправно платит налоги, нужно перестать его проверять и контролировать. Все это дошло до того, что ни один платеж невозможно нормально провести. Каждый бизнесмен знает, что деньги ходят несколько минут, секунд. Все остальное - контроль на контроле. Это то, с чем надо бороться, - уверен экономист.
Серая зона
Кроме того, Евгений Коган уверен, что налоговая система РФ заставляет производителей "уходить в тень", а бизнес из серой зоны надо выводить. Напомним, в 2020-й "пандемийный" год на фоне роста безработицы и конкуренции за рабочие места в разных сферах экономики прогнозировали рост "серых" зарплат на 30%. По данным на сентябрь прошлого года, объем "серых" зарплат достигал примерно 10 трлн рублей в год или около 12% ВВП. До коронакризиса примерно 50% малых и средних компаний платили зарплату своим сотрудникам в конвертах, а в "пандемийный" год эксперты прогнозировали рост объема таких МСП до 80%.
Бороться с этим поможет поддержка бизнес-среды, что, по мнению экономиста Когана, должно привести к росту доходов бюджета. Например, в Болгарии после снижения налога на прибыль с 23,5% до 10% налоговые поступления в бюджет выросли, а инвестиции выросли в 3 раза.
- Я считаю, что России необходимо пересматривать инвестиционно-налоговый вычет. Надо создавать инновационную среду, решать вопросы по дерегуляции. Мы должны минимизировать налоги или и вовсе отказаться от них на прорывные технологические отрасли. Если дать возможности нашим бизнесам в области IT и кибербезопасности, они будут захватывать рынки, в том числе Восточной Европы, - уверен Коган.
Экономическая свобода
О том, что необходимо прорабатывать вопрос дерегуляции в стране на заседании говорил и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, по мнению которого главное - экономическая свобода и чувство конкуренции, концентрация на подходе реального рынка, а не квазирынка.
Чтобы развивать внутренний рынок, Титов предлагает поставить главной задачей - достаток населения, и уже от этого строить все реформы экономики. По мнению эксперта, создание сильного и мощного среднего класса в России - сверхзадача, выполнить которую можно лишь поняв, с чего стартовать. Сегодня в стране продолжает падать уровень жизни, реальные доходы населения, стагнирует макроэкономика, количество рабочих мест снизилось. Титов уверен, что к потере доходности бизнеса привела государственная политика. В то время, как снижаются зарплаты в реальном долларовом выражении (-60,5%), денежно-кредитная политика стала жестче.
Шансы на рост
Эксперты видят возможности для экономического роста России. Но при этом говорится о необходимости поменять модели экономического развития.
- Сегодня мы живем в ресурсной модели, когда мы экспортируем природную ренту и покупаем все необходимое для жизни. Нужно переходить к конкурентной модели роста. То есть модель роста снизу, когда деньги идут не от государства, а население само себя обеспечивает, развивает бизнес и отдает часть налогов вверх государству. Тут есть два варианта - ориентация на внутренний рынок или спрос на внешний. Во втором случае - это китайская модель, которая работает за счет издержек. Нам нужно развивать внутренний рынок. Мы можем развивать внутренний спрос со стороны населения, а значит, работать над тем, чтобы потребительские возможности народа росли, - заявил Борис Титов.
Развитием внешних рынков экономисты предлагают заняться после того, как потребительский спрос станет драйвером роста для экономики. Но как же поднимать конкурентоспособность?
В ответ на этот вопрос на заседании Столыпинского клуба прозвучало несколько моделей. В первую очередь - это рост за счет высокотехнологичных инвестиций, привлечении новых технологий, не инновационных, а базовых. Во-вторых - эффективное распределение природной ренты, чтобы давать деньги в рост, создавать институты развития. Конкурентоспособность, считает Борис Титов, придет тогда, когда снизятся административная и фиксальная рента на бизнес.
Изучив международный опыт российские экономисты выделили для себя три модели, как построить нужную стратегию развития - принимать общесистемные решения, выделять приоритеты, реформировать государство, которое должно быть эффективным.
* * *