Священномученик Мефодий (Красноперов)
О КРЕСТОНОШЕНИИ
« Как посмотришь на жизнь, то ужаснешься: зло широкой волной разливается и сопротивляющихся ему мало. Даже как будто видим обратное. Грех и преступление возвышают до апофеоза, убийц и самоубийц не только не осуждают, а величают героями, осыпают цветами. Современная литература выводит грех — начало зла в мире, причину скорбей, болезней и страданий и самой смерти — в таком привлекательном виде, что многие готовы считать его не за грех, а за добро. Идет усиленная переоценка вековечных ценностей. Культ плоти, наслаждений, развлечений и удовольствий развивается в ущерб жизни духовной. Однако болезни, скорби и страдания нисколько не уменьшились, а, скорее, увеличились. Смерть по-прежнему общий удел всех людей.
Очень многим в наши дни, братья, христианское учение, с его лишениями и скорбями, терпением и смирением, кажется мрачным учением. Узкий путь и тесные врата, ведущие в Царство вечной радости, — как всё это, говорят, безотрадно, уныло, бледно, как всё это убивает энергию жизни, свободу мысли и чувства! Разве можно в таком учении искать радости, разве есть там место светлым порывам, ярким надеждам и мечтам? Как многие ныне готовы отвратить слух от истины, хранимой неповрежденной в Святой Церкви, и искать себе таких учителей жизни, которые говорили бы приятное и угодное для омраченного грехом ума и порочного сердца, льстили бы их страстям и похотливым желаниям, одобряли бы своим учением их своеволие, их разнузданность по девизу: всё позволительно, чего требует инстинкт природы. Можно и ныне встретить таких христиан, которые спрашивают: в чем же заключается искупление, совершенное Христом? Где счастье и как к нему прийти? Неужели нет другого пути к счастью, блаженству и славе, кроме крестоношения? < … >
Крестом, наконец, именуются, братья, те скорби и страдания, лишения, болезни, которыми переполнена наша жизнь земная. Первый Крест — величайший Крест и единственный, имеющий универсальное, всеобъемлющее значение, — составляют неизмеримые и бесценные страдания Христа Сына Божия: все, даже враги Христа, вынуждены сознаться, что ничьи страдания не приводили когда-нибудь в такое волнение человеческие сердца, как только страдания Христовы, — другого Креста история не повторила. Жертва Голгофская безмерна; равной ей мир не видел никогда и не увидит. Наши скорби, наши страдания, наши болезни духовные и телесные есть тоже крест или кресты. У всякого человека есть свой крест, хотя многие сомневаются в этом, ибо есть счастливые, беспечные, увлеченные земными радостями, молодостью, красотой, богатством или своими страстями, самодовольством. Думая так, люди самообманываются. Всякий грех уже внутренний крест: он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, испытания. Равнодушные мучаются от своего равнодушия, гордые терзаются самомнением, богатые страдают от сребролюбия, славолюбцы — от унижения. Грехи — разоряют, лишают здоровья, уничтожают дарования, наполняют сердце тоской, отчаянием. Всё это не что иное, как кресты. Есть видимые кресты для взоров человеческих, как например бедность, одиночество, многодетность, и менее заметные — нервные страдания, умственные болезни, сердечные испытания.
Итак, о чем же спорить людям, зачем пререкаться, сомневаться, умствовать, бедствовать? Смерть неизбежна. Грех живет в каждом из нас, ибо нет человека безгрешного, аще и един день житие его на земли (Иов. 14, 5).
Каждый, следовательно, переживает и последствия греха — скорби и страдания. Вопрос поэтому не в том заключается, как избежать скорбей и страданий, как сбросить с себя крест, а как сделать крест свой легким, как легче и удобнее нести его во все время назначенной нам Богом земной жизни. <…>
Всем последователям Своим Христос Спаситель предлагает добровольно каждому взять свой крест. Если кто хочет идти за Мною , говорит Он, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Он же и предупреждает нас, что единственный путь спасения, ведущий в Царство Небесное, в Царство истины, света и радости, — путь креста, узкая врата, и тесный путь (Мф. 7, 14). В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33). Кто хочет душу свою сберечь , говорит Он, то есть прожить жизнь без страданий и скорбей, в одних наслаждениях и удовольствиях, — тот потеряет ее , то есть обманется и погибнет. А кто потеряет душу свою ради Него и Евангелия, то есть принимает добровольно свой крест ради Креста Христова, тот обретет ее для жизни вечной с Богом в Царстве славы (Мф. 16, 25). Он же, наш Спаситель, предлагающий взять каждому свой крест, говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Христос Спаситель, предуказуя каждому Своему последователю крест жизни, труд, бремя, печаль и слезы, даст и венец. Узкий евангельский путь и тесные врата превращаются в царский путь, путь истины, добра и красоты, путь, ведущий к Небу».
Из проповеди « В Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную».