Найти тему
Чтец смыслов

КАК СДЕЛАТЬ КРЕСТ СВОЙ ЛЕГКИМ

Священномученик Мефодий (Красноперов)

О КРЕСТОНОШЕНИИ

« Как посмотришь на жизнь, то ужаснешься: зло широкой волной разливается и со­противляющихся ему мало. Даже как будто видим об­ратное. Грех и преступление возвышают до апофеоза, убийц и самоубийц не только не осуждают, а величают героями, осыпают цветами. Современная литература выводит грех — начало зла в мире, причину скорбей, болезней и страданий и самой смерти — в таком при­влекательном виде, что многие готовы считать его не за грех, а за добро. Идет усиленная переоценка веко­вечных ценностей. Культ плоти, наслаждений, развле­чений и удовольствий развивается в ущерб жизни ду­ховной. Однако болезни, скорби и страдания нисколь­ко не уменьшились, а, скорее, увеличились. Смерть по-прежнему общий удел всех людей.

Очень многим в наши дни, братья, христианское учение, с его лишениями и скорбями, терпением и смирением, кажется мрачным учением. Узкий путь и тесные врата, ведущие в Царство вечной радости, — как всё это, говорят, безотрадно, уныло, бледно, как всё это убивает энергию жизни, свободу мысли и чув­ства! Разве можно в таком учении искать радости, разве есть там место светлым порывам, ярким надеждам и мечтам? Как многие ныне готовы отвратить слух от ис­тины, хранимой неповрежденной в Святой Церкви, и искать себе таких учителей жизни, которые говорили бы приятное и угодное для омраченного грехом ума и порочного сердца, льстили бы их страстям и похотли­вым желаниям, одобряли бы своим учением их свое­волие, их разнузданность по девизу: всё позволитель­но, чего требует инстинкт природы. Можно и ныне встретить таких христиан, которые спрашивают: в чем же заключается искупление, совершенное Христом? Где счастье и как к нему прийти? Неужели нет другого пути к счастью, блаженству и славе, кроме крестоношения? < … >

Крестом, наконец, именуются, братья, те скорби и страдания, лишения, болезни, которыми переполне­на наша жизнь земная. Первый Крест — величайший Крест и единственный, имеющий универсальное, все­объемлющее значение, — составляют неизмеримые и бесценные страдания Христа Сына Божия: все, даже враги Христа, вынуждены сознаться, что ничьи стра­дания не приводили когда-нибудь в такое волнение человеческие сердца, как только страдания Христо­вы, — другого Креста история не повторила. Жертва Голгофская безмерна; равной ей мир не видел никог­да и не увидит. Наши скорби, наши страдания, наши болезни духовные и телесные есть тоже крест или кресты. У всякого человека есть свой крест, хотя мно­гие сомневаются в этом, ибо есть счастливые, беспеч­ные, увлеченные земными радостями, молодостью, красотой, богатством или своими страстями, самодо­вольством. Думая так, люди самообманываются. Вся­кий грех уже внутренний крест: он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, испытания. Равно­душные мучаются от своего равнодушия, гордые тер­заются самомнением, богатые страдают от сребролю­бия, славолюбцы — от унижения. Грехи — разоряют, лишают здоровья, уничтожают дарования, наполняют сердце тоской, отчаянием. Всё это не что иное, как кре­сты. Есть видимые кресты для взоров человеческих, как например бедность, одиночество, многодетность, и менее заметные — нервные страдания, умственные болезни, сердечные испытания.

Итак, о чем же спорить людям, зачем пререкаться, сомневаться, умствовать, бедствовать? Смерть неиз­бежна. Грех живет в каждом из нас, ибо нет челове­ка безгрешного, аще и един день житие его на земли (Иов. 14, 5).

Каждый, следовательно, переживает и по­следствия греха — скорби и страдания. Вопрос поэтому не в том заключается, как избежать скорбей и страда­ний, как сбросить с себя крест, а как сделать крест свой легким, как легче и удобнее нести его во все время на­значенной нам Богом земной жизни. <…>

Всем последователям Своим Христос Спа­ситель предлагает добровольно каждому взять свой крест. Если кто хочет идти за Мною , говорит Он, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Он же и предупреждает нас, что единственный путь спасения, ведущий в Царство Не­бесное, в Царство истины, света и радости, — путь кре­ста, узкая врата, и тесный путь (Мф. 7, 14). В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33). Кто хочет душу свою сберечь , говорит Он, то есть прожить жизнь без страданий и скорбей, в одних наслаждениях и удо­вольствиях, — тот потеряет ее , то есть обманется и погибнет. А кто потеряет душу свою ради Него и Евангелия, то есть принимает добровольно свой крест ради Креста Христова, тот обретет ее для жиз­ни вечной с Богом в Царстве славы (Мф. 16, 25). Он же, наш Спаситель, предлагающий взять каждому свой крест, говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Христос Спаситель, предуказуя каждому Своему последова­телю крест жизни, труд, бремя, печаль и слезы, даст и венец. Узкий евангельский путь и тесные врата пре­вращаются в царский путь, путь истины, добра и кра­соты, путь, ведущий к Небу».

Из проповеди « В Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную».