В последние годы женщины активно осваивают профессии, которые на протяжении многих лет считались мужскими. Феминизм меняет представления о роли женщины. Однако на кинооператорский факультет ВГИКа поступает по-прежнему немного девушек. А в советское время там и вовсе училось одна или две девушки на целый курс.
Детство и поступление во ВГИК
О детстве и юности Маргариты известно мало. Она родилась 30 июня 1926 года в Москве. У её деда, Михаила Артемьевича Пилихина, была скорняжная мастерская, в которой начинал учеником его племянник, будущий маршал Г. К. Жуков.
В 1945 году Рита Пилихина с первого раза поступила на операторский факультет ВГИКа. Никто из членов ее семьи не был связан с кино, так что карьера женщины-кинооператора — заслуга исключительно воли, трудолюбию и таланту самой Маргариты. После завершения учебы Пилихина работала ассистентом оператора на Киностудии имени Горького, а в 1956-м она сняла свой первый фильм как оператор-постановщик. Это была картина Бориса Бунеева «За власть Советов».
Лучшие работы с Марленом Хуциевым
Вообще Пилизина долго работала на Киностудии имени Горького. Там ею сняты фильмы «Ночной патруль» (с режиссером Владимиром Сухобоковым), «Фома Гордеев» (с классиком — Марком Донским!) и «Рыжик» (режиссер — Илья Фрэз).
Но первым творческим успехом стала легендарная «Застава Ильича» с молодым режиссером Марленом Хуциевым. Этот фильм стал символом кинооттепели. Вклад оператора Маргариты Пилихиной в создание поэтики «Заставы» велик. Новаторство авторов «Заставы» состояло в том, что они органично вплели в игровой фильм документальные эпизоды — знаменитый вечер в Политехническом, первомайскую демонстрацию, гуляния выпускников на Красной площади. И одновременно смогли заглянуть в лица героев, их душу и раскрыть внутренние качества.
Однако тандем Пилихиной — Хуциева вскоре распался по неизвестным причинам. Они больше никогда не снимали вместе. С 1966-го Маргарита работала на «Мосфильме», где сняла с режиссером Игорем Таланкиным две значительные картины: «Дневные звезды» по автобиографической прозе поэта Ольги Берггольц и биографическую киноповесть «Чайковский».
Последние годы и преподавательская деятельность
«Я убеждена в том, что полное понимание необходимо не только между режиссером и актером, но и между актером и кинооператором, — писала Пилихина в своей книге «Я — кинооператор».
Пилихиной довелось снимать самых ярких, востребованных актеров 60-х, и все они вспоминают ее как удивительного перфекциониста и деликатного профессионала. С 1970 года Маргарита Пилихина сосредоточилась на педагогической деятельности — преподавала на родном операторском факультете ВГИКа.
К сожалению, Маргарита Михайловна рано умерла. Ей было всего 48 лет. Причины смерти не разглашались, но некоторые говорили, что причина смерти — онкология. Не так много работ в ее фильмографии, как могло бы быть. Зато б ольшинство из имеющихся вошли в золотой фонд отечественного кино.
А вы обращали внимание на операторскую работу в кино?