Бывают такие темы, на которые натыкаешься постоянно, причем в совершенно разных и неожиданных ситуациях и «ходишь кругами». У меня это — история авиационной дивизии Нормандия-Неман. Думаю, многие знают это название
В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 1 сентября 1942 года в городе Раяк (Ливан). По предложениям личного состава новой войсковой части было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции.
Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников . Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав сначала 204-й бомбардировочной авиадивизии, а с апреля — 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.
5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. Эскадрилья приняла и герб провинции Нормандия — щит красного цвета с двумя золотистыми львами.
Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году.
28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И. В. Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия — Неман». Закончил свой боевой путь полк в Кёнигсберге.
Об этом напоминает мемориальная доска в Черняховске на доме № 30 по улице Ленина
А в Калининграде на берегу Нижнего пруда установлен памятник эскадрильи «Нормандии-Неман»
Это первый их «моих» памятников. Его я видела много раз, когда проходила там с Димой, а сфотографировала в августе 2018 года, во время прохождения MissionDay .
А уже через месяц, в сентябре 2018 я сначала побывала на Введенском кладбище (о нём ниже!) и в Краснокурсантском сквере, где увидела второй памятник летчикам эскадрильи Нормандия-Неман!
Памятник открыли в 2007 году, к 65-ой годовщине создания 18-го гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова и Почётного легиона совместного полка «Нормандия-Неман».
Место установки выбрано не просто так!!!! Совсем рядом Введенское «Немецкое» кладбище, на котором похоронены лётчики полка «Нормандия-Неман», погибшие на фронтах Великой Отечественной войны в 1941—1945 гг.
Экскурс в историю
За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых, и повредили более 80 немецких самолётов. Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава.
Некоторые из погибших лётчиков были похоронены во время войны на «французском участке» Введенского кладбища. Хоронить французов здесь начали с момента основания кладбища, их было много среди «немцев» Москвы. А в 1812 году стало еще больше
Гранитный монумент войнам Великой Армии установлен на месте братской могилы французов, умерших в Москве в 1812 г. Он был установлен в 1889 г. - в 75-летнюю годовщину войны. Рядом с каждой из сторон памятника лежит камень с надписью: "Militaires francais mort en 1812". Ограда памятника представляет собой восемь орудийных стволов, вкопанных в землю и соединенных цепью. Кстати, поразивший меня факт — земля, на которой захоронены воины наполеоновской армии, и на которой стоит памятный знак летчикам авиаполка «Нормандия-Неман», является территорией республики Франция.
Они лежали в своей земле!
ЛежаЛИ потому что в 1953 г. останки лётчиков были перевезены во Францию, но памятное место осталось.
И еще меня поразил рассказ Марии Калиш о гибели русско-французского экипажа. Почему-то советским авиамеханикам НЕ давали парашютов. Французам давали. Француз не стал прыгать без русского напарника :(
Одному было 27 лет, второму 24 года
Более широко известен такой же подвиг капитана Мориса де Сейна
Вот такой памятник русскому и французу стоит в Иваново.
На постаменте памятника в Иваново выбиты слова: «15 июля 1944 года французский летчик Морис де Сейн пожертвовал своей жизнью, спасая боевого товарища авиамеханика Владимира Белозуба. Вечная память героям!»
Морис де Сейн прибыл в полк в январе 1944 года.
Владимир Белозуб же был простым русским парнем из села Покровское из-под Днепропетровска.
В тот день, 14 июля 1944 года, при перелете полка на аэродром Микунтаны оба друга оказались вместе в одной кабине. При этом парашют на случай чрезвычайной ситуации имелся только у пилота. Уже над Литвой, на низкой высоте, их самолет был обстрелян немцами. В кабину начал вытекать бензин, и летчику практически ничего не было видно вокруг.
С земли приказали срочно покинуть самолет, но де Сейн ответил отказом — сзади, в фюзеляжном отсеке, был Володя Белозуб.
Он несколько раз пытался зайти на посадку вслепую, и с третьего раза самолет врезался в землю. Оба авиатора погибли.
Вскоре после войны, по просьбе матери, прах Мориса де Сейна был перезахоронен в Париже. А мать героя через много лет скажет посетившему ее генералу Георгию Нефедовичу Захарову:
— Это был мой единственный сын, моя надежда, мое утешение. С его гибелью обломилась последняя веточка на генеалогическом древе нашего рода. Но иной смерти своему сыну я бы не желала.
В мирное время французские летчики, вместе со своими механиками, побывали у матери де Сейна и увидели висящие рядом портреты Мориса и Владимира. «Они оба — мои сыновья», — сказала им мадам де Сейн. Точно такие же портреты висели в селе Покровское у родителей Белозуба. Источник
И последним толчком, когда я поняла, что все складывается , стало посещение нашей жуковской школы № 13. Она такая, сильная, там очень серьезно учат французский язык. И вот видимо поэтому в школьном коридоре этой зимой я совершенно неожиданно увидела знакомое название
Небольшая выставка к 75-летию основания эскадрильи
Герой Советского Союза (посмертно) Морис Лефевр
И снова план штурма Кёнигсберга
и Иван Данилович Черняховский
Вот здесь я увидела, сколько еще памятников летчикам «Нормандии-Неман» стоит в разных городах России и Франции. Есть куда стремиться!